Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

Вторник, 27 февраля 2024

РАЗДЕЛЫ САЙТА

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ

Руководитель ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина о текущем состоянии дел и перспективах открытия нового лифтового проекта в Татарстане

Основатель компании «Тор-лифт» Владимир Пастушков: Сейчас - лучшее время для бизнеса

Сергей Русанов: «Лифт Мониторинг» уже сегодня позволяет решать большинство вопросов учета лифтового хозяйства

СТАТЬИ

Банкротящийся Карачаровский механический завод собрался в Северной Осетии бесплатно заменить 100 лифтов?

На Карачаровском механическом заводе с 10 июня 2021 года новый генеральный директор - Тохтиев Марат Энвербекович

ООО «ПКФ Сиблифт» в деле о банкротстве заявляет о недействительности требований по кредитному договору с Промсвязьбанком

МНЕНИЯ

Эдуард Кайзер о съезде Национального лифтового союза в апреле 2014 года

Конкуренция в лифтовой отрасли = конкуренция лифтовых выставок?

Леонид Черноног: КМЗ выполнил в срок и в полном объеме задачу по замене старых лифтов во Владимирской области

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Компания «Э-Лифт» совместно с Евразийской Лифтовой Ассоциацией объявили о проведении 1-го Евразийского конгресса лифтовой отрасли «ЛифтТехника 2024»

В ТК 209 предлагают обсудить возможность разработки единого техрегламента для лифтов, эскалаторов, подъемных платформ и пассажирских конвейеров

Ростехнадзор готовит приказ об отмене Порядка технического освидетельствования и обследования подъемных платформ

Ростехнадзор вопрос о проведении тех освидетельствования эскалаторов и подъемных платформ по новым правилам направил «по принадлежности»

О разработке межгосударственных стандартов на лифты на основе проектов EN ISO 8100-1 и EN ISO 8100-2

О создании в лифтовом ТК 209 «зеркальных» Рабочих групп с ИСО/ТК 178

В Архангельском штабе общественной поддержки обсудили вопрос замены лифтового оборудования




О качестве экспертиз и ответственности экспертных организаций

Дата: 2007-07-25

РОСТЕХНАДЗОР. С 19 по 23 марта в столичном ГК "Измайлово" проходил семинар по подготовке и аттестации экспертов в области экспертизы промышленной безопасности на подъемных сооружениях. Аттестация экспертов была проведена в рамках Системы экспертизы промышленной безопасности в целях подтверждения подготовки, опыта, компетентности и профессиональных знаний кандидатов в эксперты, в соответствии с "Правилами аттестации экспертов" СДА 12.

Семинар был организован Некоммерческой ассоциацией "СРО Русьэкспертлифт". Аттестация была проведена НОА по аттестации экспертов "СертиНК" НУЦ "Сварка и контроль" МГТУ им. Н.Э. Баумана. Лекционная программа по подготовке экспертов была осуществлена специалистами Ростехнадзора, ИЦ "КОЛИС" и МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Предлагаем вашему вниманию выступление перед участниками семинара начальника Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора, советника Российской Федерации 2 класса, доктора технических наук Владимира Семеновича КОТЕЛЬНИКОВА.

-Уважаемые коллеги! Сегодня мы обсудим вопросы, которыми вы занимаетесь в своей экспертной работе и, прежде всего, недостатки при эксплуатации подъемно-транспортных устройств, которые влекут за собой несчастные случаи и травматизм. 5 марта этого года вышло новое правительственное Постановление о порядке организации проведения государственной экспертизы проектной документации, отменившее ранее действовавшее. Это кардинально новый нормативный акт, о чем тоже надо поговорить. Также остановимся на технических регламентах и саморегулируемых организациях в домостроении.

Травматизм и аварийность

В целом по подъемным сооружениям следует отметить, что в 2006 году количество несчастных случаев при эксплуатации таких сооружений уменьшилось по сравнению с 2005 годом на два случая и составило 96. Казалось бы, улучшение незначительное, но с учетом того, что за прошедший год объем строительно-монтажных работ по стране резко возрос, можно сказать, что сработали мы все же неплохо. Однако в связи с тем, что уровень травматизма в промышленности снизился по сравнению со строительством, мы в 2007 году нацеливаем работу нашего инспекторского состава, в первую очередь, на строительные объекты. Тем более, что в этом году, как вы знаете, уже произошло несколько несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений в Санкт-Петербурге, Челябинске и в Иркутске.

Лифты

По данным территориальных управлений Ростехнадзора, в Российской Федерации на 1 января 2007 года эксплуатируется 450 297 лифтов. По сравнению с предыдущим годом их количество увеличилось. Травматизм же на лифтах снизился на два случая: в 2005 году было 1 1 смертельных случаев, в 2006 - 9. Что здесь следует отметить? Основной причиной ЧП остается неудовлетворительная организация работ при обслуживании и ремонте лифтов, нарушение инструкций, низкая квалификация обслуживающего персонала, техническая неисправность электрических блокировок и автоматических замков в шахте лифтов.

Другая немаловажная причина - возросшие нагрузки на одного электромеханика, и эта тенденция наблюдается не только в столице, но и в регионах. Следует отметить, что по данным на 30 декабря 2005 года 24 процента лифтов отработали нормативный срок службы. За прошедшие полтора года ситуация изменилась в худшую сторону: в 80-х годах прошлого века происходил самый значительный бум в строительстве, производство лифтов в СССР ежегодно достигало порядка 40 тысяч штук, так же стремительно, спустя четверть века, они устаревают и требуют замены.

Что касается подъемных кранов, тут картина иная. Ежегодно в стране по результатам экспертизы подъемных кранов списывается порядка 11-12 тысяч единиц техники. Это хорошие цифры по сравнению с 90-ми годами, когда списывалось всего от двух до пяти процентов изношенной техники, что говорит об эффективности работы экспертов. К сожалению, в области лифтов мы такую цифру по результатам экспертизы назвать не можем, списание носит разовый характер.

Какие еще недостатки нужно отметить при эксплуатации лифтов? Отсутствие современных диспетчерских пунктов. На протяжении последних 20 лет и в Правилах, и в нормах эксплуатации лифтов повторяется требование внедрения диспетчеризации управления лифтовым хозяйством. И что же? Сегодня мы повсеместно наблюдаем наличие старых диспетчерских пунктов ПДЛ, причем даже не модернизированных. Новые автоматизированные системы, к сожалению, не нашли широкого применения. Понятно, к чему это приводит. Если люди застревают в лифтах и им не оказывается своевременная помощь, они пытаются сами выбраться из кабин, что нередко приводит к несчастным случаям. Особенно остро эта проблема стоит в Санкт-Петербурге, где 48 процентов лифтов, эксплуатирующихся в жилом фонде, не подключены к диспетчерским пунктам. Там до сих пор на некоторых лифтах работает "дедовская" система колоколов громкого боя, оповещающая о застревании пассажиров, что сегодня просто недопустимо.

Капитальный ремонт

Сегодня мероприятия по капитальному ремонту проводятся далеко не в полном объеме. Это, конечно, вина и беда эксплуатирующих организаций, которые в погоне за сверхприбылями игнорируют такой важнейший участок работы.

Персонал

Есть случаи, когда при аттестации электромехаников, лифтеров эта работа в ряде случаев проходит формально, персонал нередко нарушает производственные инструкции. И вот плачевные результаты: в Москве погибли два электромеханика. Первый несчастный случай произошел при проведении работы, когда в шахте на 17-м этаже электромеханик был зажат движущейся кабиной; а второй -при выполнении задания на крыше кабины, когда электромеханик упал в шахту с 16-го этажа.

Что сегодня сделано по строительному надзору

В 24 территориальных управлениях созданы самостоятельные отделы по строительному надзору, в 54 регионах, соответственно, отраслевые группы при профильных отделах. Численность пока небольшая, 235 инспекторов. Что еще изменилось? Во-первых, значительно расширена зона надзора. Если раньше у нас были только уникальные, технически сложные и опасные производственные объекты, то сегодня на федеральную службу возложен надзор за строительством автомобильных дорог федерального значения, за гидротехническими сооружениями первой и второй категории, за аэродромами, а также за объектами космической инфраструктуры. Объем работы по надзору увеличился в 8,5-9 раз. Единственное, что ушло от нас, так это уникальные объекты, надзор за которыми Москва осуществляет собственными силами. Кроме того, из нашей компетенции ушла консолидированная государственная экспертиза, государственная экологическая экспертиза.

Еще один важный момент, на который хочу обратить ваше внимание: на строительной площадке с 1 января 2007 года будет один государственный строительный надзор, других надзоров - пожарного, санитарно-эпидемиологического и т.д. - не будет. Конечно, такой объем работы при малочисленном штате осуществлять будет сложно.

Подводя итоги работы Ростехнадзора за 2006 год, следует сказать, что было подготовлено два постановления Правительства, четыре нормативных документа, зарегистрированных в Минюсте, то есть сегодня практически создана нормативно-правовая база для осуществления государственного стройнадзора.

Экспертиза

В системе Ростехнадзора организована и действует единая система оценок соответствия. И поэтому все экспертизы, все экспертные работы и аттестация экспертов должны быть в этой единой системе.

Сегодня, как я уже говорил, около 25 процентов лифтов по всей стране отработали свой срок и процесс износа машин продолжается, поэтому на первый план выходит задача повышения качества проведения технической диагностики. К сожалению, в ряде случаев работа по технической экспертизе проводится формально. Я понимаю, что и финансирования недостаточно, и нагрузка на одного эксперта и специалиста высокая, но при техническом освидетельствовании вы должны представить квалифицированную оценку состояния лифтов. Что, в свою очередь, требует повысить не только качество экспертиз, но главное - ответственность экспертных организаций. На этом направлении выявляются следующие основные недостатки.

Оценка реальных условий эксплуатации лифтов проводится поверхностно. Известны факты, когда применение методов контроля направлено не на выявление существующих реальных дефектов, а на назначение сроков службы по желанию заказчика. Подобное наблюдается при проведении экспертиз и на подъемных кранах, и на лифтах. По подъемным кранам мы уже с 1 января 2005 года не проводим экспертизы, если нет оценки остаточного ресурса. То же самое надо применить по отношению к лифтам, вместо того чтобы продлевать несколько раз срок службы лифтов.

Часто заключения экспертизы носят рекомендательный характер и не требуют от заказчика устранения выявленных нарушений правил эксплуатации. Специалисты-эксперты формально подходят к выполнению оценок остаточных ресурсов. Как преодолеть это несоответствие? Специалисты-эксперты в конкретных случаях должны выполнять методические указания по своим методикам.

Постановление Правительства РФ от 5 марта № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации"

Данным постановлением запрещено проведение других экспертиз при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов капитального строительства. В этом постановлении определено, что вопросами занимается государственное учреждение, подведомственное Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Вы знаете, что у нас была Главгосэкспертиза при Госстрое, сегодня она тоже существует, правда, не при Росстрое. Поэтому статус этого государственного учреждения еще не прописан, и сегодня экспертиза находится как бы на переломном моменте. В Главгосэкспертизе и ее филиалах сегодня нет соответствующих специалистов, нет соответствующей методической базы для проведения экспертизы втом объеме, который проводим мы. И в случаях, когда при строительстве объектов возникают какие-то проблемы с лифтом или с нестандартной шахтой, конструкцией, конечно, нужно привлекать специалистов по подъемным сооружениям.

Хотелось бы обратить ваше внимание на расценки проведения экспертизы. В данном проекте постановления заложена методика оценки стоимости проведения экспертизы. Она дифференцированная, но можно уже отталкиваться от этой базы, от этой методики оценки стоимости экспертизы.

Технический регламент

В настоящее время заканчивается разработка законопроекта технического регламента "О безопасности лифтов". Работа непростая. В чем сложности? Прежде всего, долгая процедура согласования. Технический регламент был написан за год с небольшим, а согласование проходит уже более полутора лет, и конца этому еще не видно. Министерства как бы не заинтересованы в разработке технических регламентов, иного объяснения нет. И вторая проблема-это отсутствие общих технических регламентов, на базе которых разрабатываются специальные технические регламенты. Назревает малоприятная ситуация: мы выпустим специальный технический регламент по лифтам, следом выйдет общий технический регламент, и придется опять тратить время и силы, чтобы специальный технический регламент привести в соответствие с общим регламентом...

Здесь стоит и другой вопрос: необходимо пересматривать национальный регламент. Наши заводы по 8-9 позициям сегодня не могут привести свою технологию производства в соответствие с ПУБЭЛ. Поэтому предстоит достаточно серьезная работа. Самое главное: если не будет национальных стандартов, то мы можем многое потерять. Они нам очень нужны и при объединении функций конкретных экспертных организаций.

Вы знаете, что в 2003 году был принят в первом чтении законопроект о саморегулируемых организациях, и потом его принятие было приостановлено. Сегодня ситуация меняется: законопроект попал в программу деятельности Госдумы, им активно занимается строительный блок. Для функционирования таких саморегулируемых организаций требуются законодательно принятые стандарты, которые описывают технические вопросы, описывают технологии, взаимоотношения с заказчиками и другими деловыми партнерами, вопросы ценовой политики. Этот закон нужен еще и для того, чтобы отделить саморегулируемые организации от специализированных, типа инженерных центров. Сегодня здесь сложилась совершенно неверная практика. Нужно создавать центры, чтобы давать заказчику объективную оценку, а получилось все наоборот. Нужно менять эту систему.

В заключение начальник Управления строительного надзора Ростехнадзора B.C. Котельников ответил на вопросы экспертов, которые, как и ответы докладчика, представляют интерес для читателей нашего журнала.

- После проведения модернизации лифтов мы продлеваем срок их службы на 25 лет. Какой документ выдает такое разрешение?

- Так как "Временное положение о модернизации лифтов" устарело, мы выдаем экспертное заключение. Оно должно включать оценку выполненных работ и заключение о сроке службы. Это временный выход из ситуации, так как Положение о лифтах устарело. Мы уже сделали новый документ, сейчас отправили его по инстанциям на согласование и после принятия нового Положения будем руководствоваться им.

- Кто является владельцем лифтов?

- Все определяет Управляющая компания. Мы вошли в противоречие с Жилищным кодексом. В части Кодекса, касающегося муниципалитетов, с этим вопросом все ясно - ДЕЗы, ГУПы и т.д. А там, где речь идет о жилищных кооперативах, тем более ТСЖ, начинаются неясности и потому возникают проблемы. В кооперативах собственником выступает правление ЖК, так как рядовые члены за порогом своего жилища ничего не имеют. А вот член ТСЖ уже, согласно Жилищному кодексу, получает в собственность не только кубометры воздуха в своей квартире, но и частицу объектов общего пользования - кусочек лестницы, общей площадки перед квартирами, мусоропровода, лифта, чердака и т.д. Нет в Кодексе четкого понимания этого вопроса.

Всё управляющей компании. Как известно, в Москве сроки проведения выборов таких компаний из-за пробелов в законодательстве временно приостановлены. По закону волю собственника жилья, нежилых помещений и домового имущества выражает их общее собрание, одним словом, "колхоз". В этих условиях установить ответственное лицо или орган, выступающий от имени собственников, практически невозможно. Возможно, ситуация прояснится после принятия депутатами Госдумы многочисленных поправок в Жилищный кодекс.

- Требуется ли строительная лицензия 1 и 2-ой категории?

- В соответствии с Федеральным законом № 128 лицензия на монтаж лифтов не требуется. В строительстве на сегодняшний день экспертизу осуществляют: государственная экспертиза, которая занимается проектной документацией, Стройнадзор Ростехнадзора и аккредитованные негосударственные самоуправляемые экспертные организации.

- Будет ли "Русьэкспертлифт" продолжать проводить добровольную сертификацию?

- Да, конечно.

- Будут ли пересматриваться Правила безопасности по эскалаторам?

- Выйдет новый Технический регламент, вот тогда все изменится.

ЖУРНАЛ ЛИФТИНФОРМ

Постоянный адрес статьи:  http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=13

Похожие материалы:

Работу «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы модернизации и замены лифтов» на площадке АО «ЩЛЗ» отразили в отчете Комитета СФ

Предложение Совета Федерации о введении внебюджетных механизмов финансирования замены лифтов находится на рассмотрении

В Совете Федерации в 2024 году продолжат проработку вопроса предоставления субсидий на замену лифтов

Зарегистрирован приказ Ростехнадзора об утверждении нового Порядка ведения реестра лифтов

Ростехнадзор опубликовал проект доклада о правоприменительной практике государственного надзора за лифтами в 2023 году

Ростехнадзор утвердил программу профилактики рисков при осуществлении федерального надзора за лифтами на 2024 год

Комментарии к этой статье:

Kомментирование закрыто




ГЛАВНОЕ

В деле о банкротстве Карачаровского механического завода имущественный комплекс должника оценили в 1,750 млрд рублей

В Совете Федерации рекомендовали Правительству РФ рассмотреть вопрос помощи Чувашии в замене лифтов

АКТУАЛЬНО

Подано заявление о недействительности сделок по бесплатной замене ПАО «КМЗ» 100 лифтов в Северной Осетии

В Москве в 2022 году уже заменили более 1,5 тысяч лифтов по программе капремонта

«Июньские тезисы» депутата Госдумы Колунова по проблематике лифтовой отрасли

Состоялся всероссийский вебинар по ускоренной замене лифтов в МКД со спецсчетами

Башкортостан и Беларусь прорабатывают планы по размещению в регионе производства белорусских лифтов

Дело о банкротстве производителя лифтов ООО «Высота 43» прекращено мировым соглашением

Вице-премьер Хуснуллин по просьбе премьера Мишустина на выставке в Сочи протестировал лифт кыргызстанского производства

ПАРТНЕРЫ




Об издании

Контактная информация

Сотрудничество

Партнеры

Реклама на сайте


Лента новостей РФ

Новости за рубежом

Статьи

Интервью

Мнения

Российские производители

Лифтовые компании России

Испытательные центры

Органы по сертификации

ЦОК в лифтовой отрасли

Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

© 2009-2024 Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру» (16+).
Зарегистрировано Роскомнадзором 05 апреля 2019 года. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 75304.
® Зарегистрированный товарный знак. Свидетельство №511762.