Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

Пятница, 29 марта 2024

РАЗДЕЛЫ САЙТА

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ

Руководитель ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина о текущем состоянии дел и перспективах открытия нового лифтового проекта в Татарстане

Основатель компании «Тор-лифт» Владимир Пастушков: Сейчас - лучшее время для бизнеса

Сергей Русанов: «Лифт Мониторинг» уже сегодня позволяет решать большинство вопросов учета лифтового хозяйства

СТАТЬИ

Банкротящийся Карачаровский механический завод собрался в Северной Осетии бесплатно заменить 100 лифтов?

На Карачаровском механическом заводе с 10 июня 2021 года новый генеральный директор - Тохтиев Марат Энвербекович

ООО «ПКФ Сиблифт» в деле о банкротстве заявляет о недействительности требований по кредитному договору с Промсвязьбанком

МНЕНИЯ

Эдуард Кайзер о съезде Национального лифтового союза в апреле 2014 года

Конкуренция в лифтовой отрасли = конкуренция лифтовых выставок?

Леонид Черноног: КМЗ выполнил в срок и в полном объеме задачу по замене старых лифтов во Владимирской области

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

20 марта 2024 года состоялось годовое Общее собрание членов Евразийской Лифтовой Ассоциации

В Москве состоялся I Евразийский Конгресс лифтовой отрасли «ЛифтТехника 2024»

В Минстрое состоялось заседание рабочей группы при Комиссии по вопросам лифтового хозяйства

Госдума приняла постановление об обращении к Председателю Правительства РФ о замене и модернизации лифтов в жилых домах

Опубликован проект постановления об обращении Государственной Думы к Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину о проблемах лифтовой отрасли

Ростехнадзор: в России назначенный срок службы отработали 118 190 лифтов

Председатель ГД поручил подготовить обращение к Председателю Правительства РФ в связи с состоянием лифтов в МКД (видео)




О техническом надзоре за лифтовым хозяйством в Польше рассказали в Санкт-Петербурге

Дата: 2008-09-25

ИНТЕРВЬЮ. В начале июня нынешнего года группа компаний «Городской центр экспертиз» при информационной поддержке Интернет-портала Safeprom.ru провела в Санкт-Петербурге VI Международную конференцию «Актуальные проблемы промышленной безопасности: от проектирования до страхования».

Начинаем публикацию стенограмм наиболее интересных выступлений участников конференции. Директор отделения Управления технического надзора города Краков Ян ШУРО - о переменах в деятельности по надзору за безопасной эксплуатацией лифтов в связи со вступлением Польши в Евросоюз.

Ведущий, президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Владимирович МОСКАЛЕНКО:

Приглашаю на трибуну пана Яна Шуро, директора отделения Управления технического надзора города Краков, Польша. Хочу обратить ваше внимание на этот доклад, пан Шуро будет сравнивать работу надзорного органа до вступления в Евросоюз и после.

Ян ШУРО:

Дорогие коллеги, дамы и господа, я хотел бы сказать, что я говорю по-русски не так хорошо как вы, и у меня могут быть ошибки, но я надеюсь, что вы поймете, что я хочу сказать. Сначала расскажу, что было в Польше до вступления в Европейский Союз.

Технические требования в Польше за много лет перед вступлением в ЕС были составлены в соответствии с европейскими требованиями для установки и эксплуатации лифтов. Это было важно, чтобы вступление в ЕС прошло как можно менее болезненно. Это даже были не просто проекты, а стандарты, гармонизованные с директивами. Но это были очень похожие документы, и поэтому для наших производителей технических проблем при вступлении в ЕС не возникло.

Самый главный акт польского права и закона – это Закон о техническом надзоре от 21 декабря 2000 года. Этот закон был принят с конца 2000 года, а в Европейский союз мы вступили спустя четыре года, в 2004. До этого в Польше существовала комплексная система безопасности, в которой было все: производство, эксплуатация, а также целая жизнь машины, лифта с момента его производства и до момента окончания срока его службы.

Это был единый закон и для импортных, и для польских лифтов, то есть и тем, и другим нужно было получать одинаковое разрешение.

Каждый, кто хотел производить лифты, должен был получить разрешение в органах технического надзора. Для этого надо было заявить: у меня есть технология, есть люди, есть машины и я могу производить лифты, которые будут безопасны при эксплуатации.

Если у фирмы было разрешение, но она хотела сделать лифт впервые, ее сотрудникам надо было собрать документацию и прийти с ней в орган технадзора. Мы эту документацию анализировали и, если все было в порядке, передавали ее производителю, и он по этой документации делал лифт. После того, как лифт был готов, производителю надо было прийти в технадзор еще раз, и мы осуществляли проверку. Приходил инспектор технадзора, проверял лифт на соответствие всем нормам и технологиям.

Только после прохождения всех этих этапов мы допускали лифт к эксплуатации. Затем, если мы хотели эксплуатировать лифт, необходимо ежегодно приглашать инспектора технадзора и получать заключение о пригодности лифта. Необходимо было также принять на работу техника, в обязанности которого входила проверка технического состояния лифта. И когда с лифтом происходили аварийные случаи, ему необходимо было сообщать об этом технадзору, чтобы провести дополнительную инспекцию и найти причину аварии. Для проведения ремонтных работ, для модернизации тоже необходимо было осуществлять сбор дополнительной документации и доводить ее до сведения технадзора. Только после проверки и согласования этой документации можно было проводить модернизацию.

После вступления в ЕС Польше необходимо было осуществить изменения в системе и привести ее в соответствие с европейскими нормами права. Один из важных моментов в европейской системе – это свобода передвижения товаров, то есть такое положение, при котором товар одной страны можно было бы использовать в других странах. Однако при этом товар должен соответствовать общим требованиям всех стран ЕС.

Закон о технадзоре был создан так, чтобы он мог также применяться после принятия в Польше европейского технического законодательства и не требовал изменений. Законом предусматривается приоритет для правил внедряющих законодательство ЕС. Это позволило заменить некоторые постановления Закона унифицированными требованиями европейской системы. На основании Закона о системах оценки соответствия министром экономики, труда и социальной политики было издано распоряжение от 22 мая 2003 г . по вопросу основных требований для лифтов и их элементов безопасности, внедряющее постановления Директивы Европейского Союза № 95/16/EС от 16 июня 1995 г . о сближении законодательств стран-членов в области лифтов.

Вышеуказанное распоряжение было заменено распоряжением Министра экономики от 8 декабря 2005 г . по вопросу основных требований для лифтов и их элементов безопасности, но главные требования являлись идентичными.

Появились новые понятия

«Монтажник лифта» – физическое или юридическое лицо, которое полностью несет ответственность за проект, изготовление, монтаж и поставку лифта на рынок и которым наносится маркировка CE а также составляется декларация о соответствии ЕС.

«Изготовитель предохранительных устройств» – физическое или юридическое лицо, которое полностью несет ответственность за проект и изготовление предохранительных устройств, перечисленных в приложении IV к директиве, маркирует их знаком CE и составляет декларацию соответствия ЕС.

«Надзор рынка» – орган, который от имени правительства контролирует лифт (после его размещения на рынке) в смысле соответствия с требованиями директивы. В Польше обязанности надзора рынка в области обсуждаемой директивы исполняют Государственный строительный надзор и Государственная трудовая инспекция.

«Нотифицированный орган» – организация, имеющая аккредитацию и зарегистрированная в Европейской комиссии, помогающая монтажникам лифтов и изготовителям предохранительных устройств в процессе выявления оценки соответствия. Одной из таких организаций является в Польше Управление технического надзора - № 1433.

Это очень важные изменения. Появилось нечто новое в надзоре. Появился государственный орган, который контролирует лифты и другие технические устройства на соответствие директивам и законодательству. Причем он работает не на этапе изготовления и производства, а позже. После десятилетней эксплуатации лифта этот орган может проверять этот лифт – сделан он в соответствии с директивой или нет. Но есть еще нотифицированная организация, которая проверяет на этапе производства, чтобы все соответствовало директивам.

Например, лифты невозможно произвести без помощи и проверки данной нотифицированной организации. Всем производителям лифтов надо работать вместе с такой зарегистрированной организацией, но с какой именно организацией работать – это решение производителя лифта. Он может работать с фирмой, зарегистрированной в Польше, Германии, Испании – с какой хочет.

В судах раньше была проблема - выяснить, кто самый главный и кто берет на себя ответственность за лифт? Теперь все ясно. Теперь изготовитель, монтажник лифта отвечает за все: за проект, за части, за монтаж, за полное изготовление перед установкой лифта.

Что делает государство в области контроля безопасности? До 1 мая 2004 года контроль лифтов осуществлялся органами технадзора перед установкой лифта. Теперь же государственный контроль лифтов после установки осуществляет орган надзора рынка.

Что еще изменилось? Ранее польский технадзор осуществлял обучение производителей, всех монтажников лифтов. Теперь польский технадзор стал нотифицированной организацией. И в этом случае как нотифицированная организация мы не можем осуществлять надзор за рынком.

В мае 2004 года сложилась такая ситуация, которая, может быть, является специфической чисто для Польши. У нас не было времени, чтобы постепенно перейти со старых законов на новые, для этого было всего 4 дня: переход на систему ЕС был назначен на 1 мая 2004 года, затем было 2 мая – пятница, затем 3 мая – польский народный праздник. Однако короткие сроки не стали проблемой, поскольку, как я сказал, ранее польские технические нормы были очень похожи на европейские.

Я хочу показать, как теперь у нас в соответствии с законом устанавливается новый лифт. Впрочем, подобная схема применима ко всем производителям, не только лифтов.

Первый тип проверки. Изготовитель, выпускающий лифты, получает разрешительный документ в нотифицированной организации. Затем он делает документацию на этот лифт. Затем кто-то покупает этот лифт и разрешительную документацию. Он монтирует лифт и после этого проходит окончательную проверку в нотифицированном органе.

Но можно делать иначе. У компании, которая осуществляет монтаж, допустим, есть сертификат качества.

Этот документ надо сертифицировать в нотифицированном органе. Но таким образом в Польше компании почти не работают, в основном для работы используется проверка МОДУ литера B (проверка типа) и МОДУ литера F (конечная проверка). Можно делать лифт по МОДУ литера G, когда монтажник сам составляет документацию, потом по этой документации устанавливают лифт, а нотифицированная организация устраивает проверку документации и проверку лифта.

Последний тип проверки – это МОДУ X, полное обеспечение качества, которое похоже на норму ISO 9001.

Это система, при которой надо регистрировать сертификат в нотифицированном органе. Если идти этим путем, то монтажник делает все сам: и документацию, и сам лифт, и конечную проверку, и установку.

До той поры, пока Польша не входила в состав ЕС, все лифты производились по общим стандартам. Теперь соответствие общим стандартам необязательно.

Компания-производитель может делать лифты по общим стандартам, но может производить их и по своим. Но, конечно, необходимо все делать в соответствии с требованиями, изложенными в директиве. Если делаем по стандартам, гармонизированным с директивой нотифицированной организации – это значит, что лифт сделан по директиве. Если делаем по собственным стандартам, необходимо провести анализ риска собственным методом, удостовериться в том, что лифт отвечает стандартам безопасности. Добавлю, что в ближайшие годы следует ожидать изменений в законодательстве, касающихся модернизации лифтов.

Это очень важно, поскольку сегодня в Польше эксплуатируется более 70 тысяч лифтов, возраст 60% из них свыше 20 лет. Состояние безопасности старых лифтов в настоящее время является неудовлетворительным. Наблюдается рост количества опасных дефектов и несчастных случаев.

Во всех странах-членах ЕС, также в Польше, действует директива 89/655/EЕС о необходимости приспособления старых машин, также лифтов как рабочего оборудования, к определенным техническим требованиям. Европейской комиссией была издана рекомендация 95/216/EС по вопросу обязательного введения в законодательство стран-членов 10 пунктов о модернизации лифтов. Существует стандарт SNEL EN 81-80 (принципы улучшения безопасности эксплуатируемых лифтов), помогающая идентифицировать и оценивать опасность создаваемую старыми лифтами.

Большинством стран ЕС полностью или частично внедрены вышеуказанные документы в их законодательства. В Польше в рамках деятельности Отечественного консультационного форума по лифтам, действующего под опекой Центра технической безопасности, экспертами UDT был разработан проект идентификации опасностей для представительной группы эксплуатируемых лифтов;

Результаты проекта помогли в разработке проекта распоряжения министра экономики, касающегося модернизации лифтов. Проектом не охвачены лишь те лифты, которые являются памятниками техники (до 1945 г .).

Проектом предусматривается модернизация всех лифтов и улучшение состояния их безопасности в несколько этапов:

- Оценка состояния безопасности - совершается инспекторами технадзора; время на оценку - 3 года;

- Разработка и утверждение документации на модернизацию;

- Замена частей лифта, создающих высокую степень опасности в соответствии с вышеупомянутой оценкой; время на замену - 5 лет;

- Замена частей лифта, создающих среднюю степень опасности в соответствии с вышеупомянутой оценкой; время на замену - следующие 5 лет;

- Замена частей лифта, создающих низкую степень опасности в соответствии с вышеупомянутой оценкой; время замены не определяется проектом распоряжения, остается для индивидуального решения эксплуатирующего.

В Министерстве экономики Польши есть проект закона, который даст всем владельцам лифтов возможность модернизировать все старое лифтовое оборудование в течение 10–15 лет. Но на данный момент этот закон пока не принят.

Благодарю за внимание, это все.

Надеюсь, вы поняли, что я рассказал, и простите мои ошибки, так как я учил русский язык 24 года назад.

Аплодисменты.

Ведущий:

Спасибо, пан Шуро. И вопросы. Пожалуйста, я вижу первый вопрос.

РЯБОВ Александр Алексеевич, интернет-портал Safeprom.ru:

Скажите, пожалуйста, количество сотрудников Вашей организации после вступления в ЕС увеличилось или уменьшилось?

Ян ШУРО:

Управление технического надзора – это не одна организация, а несколько. В самой большой из них сейчас работает 1400 человек. А несколько лет назад было около 1000 человек. Увеличение связано с тем, что мы проводим инспекцию каждого лифта, кроме того, много других объектов инспекции: котлы, сосуды, работающие под давлением, краны. Мы проводим инспекции ежегодно, и для того, чтобы провести все эти инспекции, необходимо много людей.

Ведущий:

Пан Шуро, так все-таки со вступлением в ЕС, где дают больше свободы производителям, вам, как органу контроля, стало легче работать или сложнее?

Ян ШУРО:

Это не такой простой вопрос, я бы сказал, он философский. Некоторые вещи стали проще. Самое трудное – это проверка документации, и теперь мы можем этого не делать. Но как нотифицированная организация на этапе изготовления мы делаем сейчас намного больше, чем раньше, когда мы работали только как технадзор.

Ведущий:

Спасибо, еще вопрос.

АЛЕКСЕЕВ Николай Валерьевич, «Филипп Моррис»:

Скажите, пожалуйста, вы говорите, что монтажник лифта принимает на себя ответственность полностью за лифт. В чем заключается эта ответственность? Если произойдет несчастный случай, в какой мере несет ответственность тот, кто принял недобросовестное решение? Спасибо.

Ян ШУРО:

Я не юрист, и я не могу рассказать всего. Если наш инспектор обнаружит, что лифт не соответствует нормам и нотифицированной организацией выступали не мы, то в этом случае мы не осуществляем инспекцию лифта. Мы просто пишем, что лифт не соответствует нормам и идем в надзор рынка, поскольку только они могут провести инспекцию этого лифта. Если лифт сделан не по директиве, то мы отправляем его к монтажнику, который отвечает за то, чтобы этот лифт был сделан в соответствии с директивой. Орган надзора рынка может выписать большой штраф монтажнику – около 50 тыс. долларов.

Ведущий:

Спасибо, вот здесь еще вопрос.

ВОРОНЧАГИН Павел Феликсович, Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору:

Скажите, пожалуйста, отвечает ли за техническое состояние лифта монтажник лифта в процессе его эксплуатации и как долго отвечает, и как он это отслеживает?

Ян ШУРО:

Монтажник лифта отвечает за эксплуатацию лифта.

Если через несколько лет эксплуатации лифт поломался, надо понять, вследствие чего это произошло. Из-за того, что что-то было сделано не по директиве, или вследствие того, что износились части лифта или лифт эксплуатировался неправильно. Если лифт был сделан не по директиве, то за поломку лифта отвечает монтажник лифта. Если поломка произошла по причине неправильной эксплуатации, за это отвечает владелец лифта.

Ведущий:

Есть ли еще вопросы? Иван Григорьевич, это финальный вопрос.

ЯНКОВСКИЙ Иван Григорьевич:

Скажите, пожалуйста, у вас что, одинаковые требования к эксплуатации лифтов, которые используются в промышленности, и в жилых домах? У вас единая система контроля? У вас есть разграничения или монтажник за все отвечает?

Ян ШУРО:

На этапе эксплуатации разграничений нет, будь то лифт на предприятии или в частном доме, нам необходимо его проверять. И никто не может его эксплуатировать без нашего технического надзора.

Ведущий:

Это был финальный вопрос. Спасибо большое, пан Шуро!

Пресс-служба группы компаний «Городской центр экспертиз» - Интернет-портал Safeprom.ru

Постоянный адрес статьи:  http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=391

Похожие материалы:

В Нижегородской области заменили 685 новых лифтов

Калининградские компании по производству лифтов не вошли в программу капремонта

Группа компаний «Щербинка Лифт ДВ» открывает современные лифты для Дальнего Востока

Интервью руководителя Росаккредитации С.В. Шипова на тему: «Как заставить бизнес быть добросовестным?»

Бизнес пособников «иностранных агентов» на ниве технического регулирования

Коль прыгать в омут ВТО, то в госстандартах по ISO

Комментарии к этой статье:

Kомментирование закрыто




ГЛАВНОЕ

Ростехнадзор: в России назначенный срок службы отработали 118 190 лифтов

В Казани инспектора Ростехнадзора осудили за мошенничество при проверке лифтов

Ростехнадзор представил доклад об исполнении требований техрегламента «Безопасность лифтов» после 15 февраля 2025 года

АКТУАЛЬНО

Минпромторг «услышал» Российское лифтовое объединение по вопросу подтверждения производства лифтов

Импортозамещение и конкурентоспособность российских лифтов обсудили на технической конференции в формате дискуссии

Производство лифтов в РФ в январе-августе 2022 года составило 61,4 процента к аналогичному периоду 2021 года

Ростехнадзор выявил нарушения при эксплуатации лифтов, эскалаторов и траволаторов в самарском ТРК «Вива Лэнд»

В Петербурге впервые состоялся региональный чемпионат WorldSkills Russia по вертикальному транспорту

В Минпромторге объявили о начале серийного производства на заводе ОТИС нового продукта – лифта повышенной грузоподъемности

В Российском лифтовом объединении прокомментировали проект Минстроя по прямым закупкам лифтов

ПАРТНЕРЫ




Об издании

Контактная информация

Сотрудничество

Партнеры

Реклама на сайте


Лента новостей РФ

Новости за рубежом

Статьи

Интервью

Мнения

Российские производители

Лифтовые компании России

Испытательные центры

Органы по сертификации

ЦОК в лифтовой отрасли

Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

© 2009-2024 Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру» (16+).
Зарегистрировано Роскомнадзором 05 апреля 2019 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 75304.
Телефон Редакции Лифт-Пресс.Ру +7 (901) 315-0567
® Зарегистрированный товарный знак. Свидетельство №511762.