Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

Суббота, 20 апреля 2024

РАЗДЕЛЫ САЙТА

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ

Руководитель ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина о текущем состоянии дел и перспективах открытия нового лифтового проекта в Татарстане

Основатель компании «Тор-лифт» Владимир Пастушков: Сейчас - лучшее время для бизнеса

Сергей Русанов: «Лифт Мониторинг» уже сегодня позволяет решать большинство вопросов учета лифтового хозяйства

СТАТЬИ

Банкротящийся Карачаровский механический завод собрался в Северной Осетии бесплатно заменить 100 лифтов?

На Карачаровском механическом заводе с 10 июня 2021 года новый генеральный директор - Тохтиев Марат Энвербекович

ООО «ПКФ Сиблифт» в деле о банкротстве заявляет о недействительности требований по кредитному договору с Промсвязьбанком

МНЕНИЯ

Эдуард Кайзер о съезде Национального лифтового союза в апреле 2014 года

Конкуренция в лифтовой отрасли = конкуренция лифтовых выставок?

Леонид Черноног: КМЗ выполнил в срок и в полном объеме задачу по замене старых лифтов во Владимирской области

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Свердловские власти направили 16 млн руб на поддержку финансирования замены лифтов в МКД со спецсчетами

Опубликованы изменения в правила подтверждения производства лифтов на территории РФ

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ представить предложения по разработке программы замены или модернизации лифтов

Ведущие производители лифтов примут участие на 30-й Юбилейной выставке «ИнтерСтройЭкспо» в Петербурге

Законопроекты о ставке НДС в 0% для производителей лифтов пока не готовятся - депутат Госдумы Пахомов

Производство лифтов в России в январе-феврале 2024 года выросло на 41 процент к соответствующему периоду 2023 года

В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат «Профессионалы» 2024 года по компетенции «Вертикальный транспорт»




Лифты Бишкека «без будущего»

Дата: 2012-06-20

КЫРГЫЗСТАН, БИШКЕК. В бишкекских высотках два десятка состарившихся лифтов стоят на приколе от нескольких месяцев до шести лет. Восстановлению они не подлежат. В то же время пять новеньких комплектов оборудования лежат на складе, но их не устанавливают. Почему?

На этот вопрос есть вполне конкретный ответ, но проблема тут гораздо глубже.

В столице слишком много бюджетных средств расходуется на предоставление всевозможных льгот и скидок. И, когда местные власти вместе с финорганами разрабатывают проект бюджета, выпрашивая у правительства побольше налоговых отчислений, им говорят примерно следующее. Не хватает средств на развитие города, строительство социального жилья, школ и детсадов, не на что модернизировать дороги? Сокращайте пособия, доплаты и компенсационные выплаты! Пусть не все сразу, но хотя бы те, которые не стыкуются с современными рыночными реалиями.

К их числу относят, в частности, расходы на содержание лифтового хозяйства в многоэтажках. Ведь квартиры, здраво рассуждают в Минфине, давно уже приватизированы. Места общего пользования, включая внутридомовой вертикальный транспорт, находятся в долевой собственности жильцов. Они и обязаны заботиться о его сохранности, оберегать от поломок. Де–юре это действительно так, а на практике - иначе.

Заставить полюбить ТСЖ

До 2002 года считалось, что лифты перешли в ведение обитателей высоток заодно с приватизацией квартир. Хотя, по мнению жильцов, передали лишь занимаемые ими квадратные метры, но отнюдь не шахтные помещения с кабинками. Дебаты по этому поводу, связанные с протестами горожан относительно содержания и ремонта этого оборудования, закончились тем, что тогдашние градоначальники элементарно спасовали.

Однажды часть лифтов, действующих в столице, поставили на учет как муниципальную собственность. Парадокс: сами многоэтажки таковой не являются, а лифты в них - являются. Это понадобилось для того, чтобы в мэрии и горкенеше могли принять соответствующее постановление и предусматривать в годовом бюджете финансы на замену изношенного оборудования на новое.

Три года назад было приобретено по лизингу в Беларуси 60 комплектов. За тот технический кредит все еще не рассчитались, на горказне до сих пор висит 213 тысяч долларов. Зато благодаря сей акции, к примеру, обитатели высоток в микрорайоне "Учкун", что на восточной окраине, где запустили шесть лифтов, впервые со времен заселения по–настоящему почувствовали себя жителями столицы.

- Процедура обновления пассажирских подъемников была изначально задумана с жестким условием, - рассказывает начальник муниципального предприятия "Бишкекгорлифт" Виктор Попов. - Технику установят только в том случае, если люди возьмут управление домом в свои руки. Зарегистрируют товарищество собственников жилья, кооператив или изберут иную форму коллективного владения. 55 ТСЖ так и сделали. Ну а дальше желающих получить оставшиеся на складе пять эскалаторов не находится. Хотя есть девятиэтажки, где обитатели верхних квартир поднимаются к себе пешком годами.

Больше пяти лет бездействует, по его словам, лифт в высотке на улице Ауэзова в микрорайоне "Аламедин–1", однако жильцы категорически отказываются создавать товарищество.

Без малого сорок лет в эксплуатации лифт в высотке на улице Ибраимова, что угрожает безопасности пассажиров.

Более трех десятков лет служил подъемник в девятиэтажке в микрорайоне "Юг–2", но последние полтора года на приколе. Жители исписали горы жалоб с просьбой о ремонте, вместо того чтобы взяться и устранить проблему, но они тут, видишь ли, принципиально почему–то против белорусских лифтов. И таких нелепых примеров полно.

Почему бишкекчане не спешат организоваться в ТСЖ, понятно. Придется разбираться с неполадками в доме самим, а это отнюдь не просто. Куда легче обвинять всех подряд - от администрации муниципального предприятия "Бишкекгорлифт", райакимиата и мэрии до лидеров государства. Не принимая в расчет того, что сейчас практически никто никому ничего не должен. Прежние времена канули безвозвратно.

Платежный раздрай

Инициатива наказуема. В том смысле, что всегда найдутся недовольные новациями, лишь бы раскритиковать ту или иную идею. Вот и нынешним градоначальникам достается за то, что они настаивают на передаче модернизированных лифтов на полное содержание правления ТСЖ.

На обновление техники, капитально–восстановительный ремонт расходуется по 15 - 16 миллионов сомов в год. Немалые деньги для тощей городской казны. Поэтому ясно, что проект долго не продержится. Ну а дальше все будет зависеть от того, как лифты станут служить людям.

Все дело в том, что в таких высотках платить за услугу приходится больше - по 2 сома 64 тыйына из расчета за квадратный метр занимаемой площади в месяц. Тогда как в многоэтажках, где лифты числятся на муниципальном учете и товарищества не созданы, собирают всего по одному сому. Это вовсе не значит, будто услуги в них по каким–то техническим показаниям обходятся дешевле. Нет, конечно. Просто большую часть полагающихся платежей, а это составляет 62 процента, компенсируют из горбюджета. С какой стати?

Разгадка в том, что внутридомовые подъемники в Бишкеке обслуживают разные организации: муниципальное предприятие Горлифт, ОАО "Кыргызлифт" и частные фирмы. Да и сами лифты разные по степени принадлежности. 746 - якобы муниципальные, то есть поставлены в соответствующей службе на учет. 542 находятся в бывших ведомственных (заводских, фабричных) домах, их принято считать в собственности жильцов.

К ним столичные власти якобы не имеют ни малейшего отношения. Словно эта часть бишкекчан проживает на другой планете. Естественно, они возмущены столь странным разделением и требуют уравнять их в правах с остальными гражданами. Мол, это не что иное, как дискриминация по признаку проживания в тех или иных многоэтажках. Что недопустимо.

Безусловно, они правы. Опровергнуть законность их требований невозможно. Но как их удовлетворить, если в казне не хватает средств? Для местного бюджета физически нереально предоставить скидки поголовно всем пользователям лифтовых услуг. Впрочем, как и полностью заменить за казенный счет отслужившее оборудование на новое.

Все так. Но в таком случае, рассуждают обиженные горожане, не нужно было принимать часть подъемников на муниципальный учет и предоставлять скидки одним, отказывая в льготах на них другим. Вся эта не оправданная ничем компенсация ежегодно обходится госбюджету без малого в 20 миллионов сомов. Непозволительная трата! Неудивительно, что противостояние внесло в общество раздрай. Очевидно, что муниципальным чиновникам нужно срочно выработать другую - социально справедливую - политику, которая бы равно устроила всех обитателей столичных высоток.

В общей сложности в жилых домах установлено свыше 1300 подъемников. Сегодняшняя плата за услугу, по словам специалистов лифтового хозяйства, очень далека от фактических потребностей. Несколько ближе к ним лишь обитатели элитных высоток. Они ежемесячно отдают из своего кармана по 5 - 10 сомов из расчета за каждый квадратный метр площади. Оплачивают труд лифтеров или секъюрити, консьержки, если те параллельно следят за работой подъемников. Случись на них авария, устранять ее тоже придется самим. Так что необходим спецфонд, чтобы постепенно накапливать средства на ремонт. И все это в порядке вещей.

Важно еще добавить к этой картине следующий нюанс. На него указывают горожане из многоквартирных домов, где лифты не предусмотрены. Они категорически против компенсаций из бюджета за данный вид услуг. Дескать, если в семье нет денег на их оплату, пусть перебирается на нижние этажи. В противном случае пусть, мол, нам выплачивают наличкой ровно столько же, сколько уходит на те доплаты. Перед бюджетом все равны. А еще лучше, по убеждению старожилов, никому ничего не доплачивать. Убрать скидки, а средства направить на строительство школьных зданий и детских садов, спортивных залов и культурных учреждений, которыми станут пользоваться все желающие. И с этим трудно не согласиться.

Частно–муниципальное партнерство - это выход

За прошедшие пару лет модернизирован 81 лифт и проведен капитально– восстановительный ремонт 26. На что израсходовано 94,8 миллиона сомов. Чтобы привести всю технику в порядок, потребуется, по самым приблизительным расчетам, 700 миллионов сомов. Заоблачная цифра. Это сегодня. А завтра из строя по техническим причинам, а то и вандализма (такое явление в нашем обществе, к сожалению, не редкость) еще сколько–то встанут на прикол. И случится сие не когда– то в отдаленном будущем, а очень даже скоро. К 2015 году затраты на замену остановившихся лифтов станут обременительно непосильными, утверждают в администрации МП "Бишкекгорлифт".

Здраво рассуждая, напряг с финансами в городской казне в обозримом будущем никуда не денется. Как не прибавится и денег в карманах бюджетников и пенсионеров. Между тем лифтовое хозяйство катастрофически дряхлеет и скоро станет совершенно не пригодным для дальнейшей эксплуатации.

- 399 подъемников из 746, которые стоят у нас на учете, полагается законсервировать уже сегодня, - уточняет Виктор Попов. - Техника держится буквально на честном слове. По крайней мере таково мнение экспертов, которые ее обследовали. Случись ЧП, начнут искать виновных. А я считаю, что жильцам следует спросить прежде всего с себя. Ведь смотрите, что получается. Только в мае наши сотрудники провели в общественных дворах около 40 собраний. Пытаемся убедить жителей многоэтажек создавать ТСЖ и писать заявку на модернизацию оборудования. Пока еще имеется такая возможность. Проект ведь скоро закончится, финансы из бюджета выделять перестанут. И тогда обитатели квартир попросту превратятся в заложников высотки на долгие–долгие годы.

Выход руководитель Горлифта видит во взаимовыгодном партнерстве. Дескать, надо продумать долгосрочную программу с трехсторонним долевым финансированием. Деньги на покупку новых подъемников и капитально–восстановительный ремонт действующих обязаны вкладывать органы местного самоуправления, то есть мэрия и горкенеш, эксплуатационно–обслуживающие компании и непосредственные потребители–жильцы. Следует предусмотреть не только текущие расходы, но и внедрение передовых технологий, которые повышают надежность оборудования и улучшают качество обслуживания населения.

И делать это нужно как можно быстрее. Иначе технику некому будет обслуживать. Зарплата у лифтеров мизерная. Никто из молодых не хочет рисковать здоровьем, быть обруганным и даже избитым ради несчастной пары тысяч сомов. Вот и вакантны более сотни мест. А бедные бабушки–лифтерши вынуждены брать на обслуживание несколько соседних многоэтажек и бегать от одной к другой. От превышения норм плохо всем - и техперсоналу, и пассажирам. Да и небезопасно это - систематически нарушать требования технического регламента.

А как у них?

В России, несмотря на то что интенсивно ведется жилищное строительство, все же полно старых многоэтажек. И лифтам в них также по 30 - 40 лет. Демонтаж отслужившей свой срок техники и установка новой ведутся в рамках софинансирования. 30 - 50 процентов от требуемой суммы в зависимости от регионов вносят органы местного самоуправления, недостающую часть - непосредственно жильцы.

Уровень жизни в крупных мегаполисах высокий. Недешевы и услуги. Так, в Москве, по данным СМИ, платят по 21 рублю с каждого квадратного метра занимаемой площади. В пересчете на нашу нацвалюту получается 30 сомов. Сравните: примерно половина бишкекчан в многоэтажках платят по 2,64 сома, а другие вообще льготный сом, поскольку нехватку платежей за них компенсируют из горказны. С экономической точки зрения, право, какой–то у нас абсолютно ненормальный рынок лифтовых услуг.

Зинаида Сорокина, Вечерний Бишкек

Постоянный адрес статьи:  http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=4673

Похожие материалы:

В Латвии более половины лифтов отработали назначенный срок службы

В Актобе в 2023 году планируется замена 93 лифтов, отработавших назначенный срок службы

Тема старых советских лифтов в Баку остается актуальной

В Бишкеке насчитали около 600 аварийных лифтов

Глава Ассоциации лифтовиков Казахстана: лифты в Алматы в удовлетворительном состоянии

Депутат Сената Парламента Казахстана Абдикеров: В республике требуют ремонта или замены более 4 тысяч лифтов

Комментарии к этой статье:

Kомментирование закрыто




ГЛАВНОЕ

Ростехнадзор: в России назначенный срок службы отработали 118 190 лифтов

Ростехнадзор готовит приказ об отмене Порядка технического освидетельствования и обследования подъемных платформ

Постановлением Правительства РФ утверждены новые правила по лифтам с 1 сентября 2024 года

АКТУАЛЬНО

Подано заявление о недействительности сделок по бесплатной замене ПАО «КМЗ» 100 лифтов в Северной Осетии

Глава Минстроя Файзуллин высказался об импортозамещении лифтов компаний OTIS и Kone в рамках капремонта

В Московской области реализуется пилотный проект по внедрению техрегламента по обслуживанию лифтов

Производитель лифтов Карачаровский механический завод войдет в группу ДОМ.РФ - Мутко

МЭЛ получил сертификат на производство лифтов cо скоростью до 4 м/с включительно

В Нижнем Тагиле возбуждено уголовное дело по факту получения женщиной травмы при пользовании лифтом

Решением Общего собрания ассоциации «Российское лифтовое объединение» актуализирован состав Совета ассоциации




Об издании

Контактная информация

Сотрудничество

Партнеры

Реклама на сайте


Лента новостей РФ

Новости за рубежом

Статьи

Интервью

Мнения

Российские производители

Лифтовые компании России

Испытательные центры

Органы по сертификации

ЦОК в лифтовой отрасли

Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

© 2009-2024 Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру» (16+).
Зарегистрировано Роскомнадзором 05 апреля 2019 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 75304.
Телефон Редакции Лифт-Пресс.Ру +7 (901) 315-0567
® Зарегистрированный товарный знак. Свидетельство №511762.