Ростехнадзор признал безопасными лишь 6% из 22 900 проверенных лифтов
Дата: 2016-08-10
МОСКВА.
Ростехнадзор специально для "Российской газеты" представил результаты проверки
российских лифтов. К 90 процентам из них у ведомства есть претензии, примерно 30
процентов - выработали свой ресурс. Между тем даже после резонансных трагедий
начала года лишь некоторые регионы нашли деньги на специальные программы по
замене лифтов. Трагедии ничему не учат?
В офисных зданиях ситуация с
лифтами более или менее спокойная, чего нельзя сказать о жилых домах.
Фото: REUTERS
Внеплановые проверки лифтов начались после
трагедии в ЖК "Алые паруса" 14 января 2016 года в Москве, когда
из-за упавшей в
шахту кабины лифта погибла женщина. Специалисты Ростехнадзора обследовали
наиболее проблемные объекты - 22,9 тысячи лифтов. Нарушения обнаружены в 21,5
тысячи случаев. То есть претензий нет только к 6 процентам из проверенных
лифтов. Самая печальная ситуация в жилых домах. Количество нарушений здесь
превышает число самих лифтов.
В списке самых распространенных нарушений - довольно серьезные технические
недочеты: неточность остановки лифта, отсутствие двухсторонней переговорной
связи, неисправное состояние ограничителей скорости, механизма привода дверей
кабины лифта.
За этими сухими формулировками - реальные трагедии. К примеру, неисправность
дверей лифта стала причиной гибели 10-месячного ребенка в декабре 2015 года в
Москве.
Есть вопросы к страхованию лифтов. По закону они относятся к опасным объектам и
должны быть застрахованы владельцами - управляющими компаниями или
организациями, выполняющими работы по техобслуживанию, капремонту и модернизации
этого хозяйства на основании договора, заключенного с собственниками жилья. На
деле, по данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), из 530
тысяч лифтов застраховано примерно 92 процента. Инциденты с лифтами в начале
года этот расклад практически не изменили.
"Законопослушные владельцы лифтов продолжают их страховать, уклонисты продолжают
требования законодательства игнорировать", - констатирует глава НССО Андрей
Юрьев.
Хорошая новость только одна: в случае отсутствия договора страхования у
владельца лифта пострадавшие все равно получают компенсации. Их выплачивает НССО
из специального компенсационного фонда.
Тема лифтов на контроле в минстрое. Ведомство уже выдало три тысячи предписаний
об исправлении нарушений обязательных требований эксплуатации подъемников,
рассказал "РГ" замминистра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный
инспектор Андрей Чибис. Госжилинспекции, по его словам, продолжат следить за
устранением нарушений.
Но самая большая проблема в том, что более 153 тысяч лифтов в жилом фонде и в
организациях уже отработали свой срок службы в 25 лет - это 29 процентов всех
лифтов. Заменить такое количество подъемников разом невозможно. "Появление
взносов на капремонт существенно продвинуло решение проблемы с лифтами, -
говорит Андрей Костянов, заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ
Контроль". - Но нужные суммы копить приходится долго, а лифт опасен для жильцов
или вообще не работает уже сегодня".
В нескольких регионах, в том числе Москве и области, сейчас испытывают новый
механизм замены лифтов - с отсрочкой платежа. В среднем по такой схеме за два
года два региона рассчитывают заменить 12 тысяч лифтов. Если говорить только о
Москве, то в столичных многоэтажках за последние пять лет поменяли более 20
тысяч лифтов. Всего же в жилом фонде Москвы - свыше 110 тысяч лифтов: 3 процента
- старше 25 лет, уточнил первый замглавы Фонда капремонта многоквартирных домов
Москвы Дмитрий Лифшиц.
Что в остальных регионах? Проверка Счетной палаты показала, что плановый подход
к решению лифтовой проблемы применяют единичные регионы. Остальные "тушат"
проблему в пожарном порядке. И, увы, это действительно так.
В Ростовской области о проблеме замены лифтов заговорили после того, как совсем
недавно, 28 июля в одной из многоэтажек Ростова-на-Дону в шахту лифта упала
молодая женщина и ее пятилетний сын. Хотя высота была небольшая, два метра,
женщина и ребенок получили многочисленные переломы и черепно-мозговые травмы.
Расследованием причин трагедии занялся Следственный комитет, который возбудил
уголовное дело. Главными подозреваемыми оказались сотрудники местной управляющей
компании "МПП ЖКХ Советского района" и частного предприятия "Эрл", которое
занималось обслуживанием лифтов в злополучной десятиэтажке. В свою очередь
администрация Ростов-на-Дону объявила о начале проведения внеочередной проверки
всего лифтового хозяйства города. По словам министра ЖКХ Ростовской области
Владимира Вагина, в регионе всего около восьми тысяч лифтов, из которых три
четверти требуют замены в ближайшее время. "На замену только одного лифта
требуется примерно полтора миллиона рублей.
Но такие деньги одномоментно найти крайне сложно, практически невозможно, -
констатирует чиновник. - В год по программе капремонта мы собираем около 2,5
миллиарда рублей, но ведь не только ведь лифты, но и крыши, другое жилое
имущество нуждается в починке".
Планируется, что до конца года в рамках программы капитального ремонта на Дону
все-таки установят 336 новых лифтов в 106 многоквартирных домах. Но полностью
проблемы это не решит.
В Саратове из семи тысячи лифтов, примерно 40 процентов работают с истекшими
сроками эксплуатации и нуждается в замене. Время от времени из-за неисправности
подъемников и здесь происходят несчастные случаи. В июле этого года 12-летний
мальчик, пытаясь выбраться из застрявшего лифта, упал в шахту с высоты
четвертого этажа и получил серьезные травмы.
Но специальной региональной программы по замене лифтового оборудования в
Саратове тоже нет. "Муниципальному, да и областному бюджетам таких расходов
сегодня не потянуть", - утверждает министр строительства и ЖКХ Саратовской
области Дмитрий Тепин.
Единственным вариантом остается программа капитального ремонта многоквартирных
домов. В этом году по ней планируется приобрести 29 новых лифтов для 13
саратовских многоэтажек. Однако массовая замена лифтового оборудования в домах
по утвержденному плану капремонта начнется только в 2019 году. При стоимости
одного лифта в полтора миллиона рублей, жителям обычной многоэтажки на полторы
сотни квартир, при существующих взносах на капремонт, нужно копить на замену
одного подъемника примерно шесть-семь лет.
Между тем уже к 2020 году, как считают специалисты Саратовского независимого
инженерного центра, в городе необходимо заменить 2,5 тысячи лифтов.
Тотальная проверка лифтов, проведенная в Санкт-Петербурге, показала, что более
13 тысяч из 40 тысяч лифтов, то есть около трети отработали назначенный срок
службы в 25 лет. Тем не менее отдельной программы по капитальному ремонту или
замене лифтового оборудования в городе нет. Правда, на эти цели в 2016 году
направляют "излишки" средств, сэкономленных в результате проведения конкурсных
работ по программе капитального ремонта. В 2016 году в Санкт-Петербурге
запланировано привести в порядок 1213 лифтов по 324 адресам. Еще около 300
лифтов в 70 домах могут попасть в программу капитального ремонта по результатам
экономии средств, прогнозируют специалисты.
Не была принята отдельная региональная программа по замене лифтового хозяйства и
в Самарской области. Посчитали, что целесообразнее будет проводить этот вид
ремонтных работ опять же в рамках областной программы капитального ремонта
многоквартирных домов. По данным Фонда капитального ремонта Самарской области,
до конца текущего года в регионе заменят порядка 520 лифтовых кабин (в 96
высотках), прослуживших более четверти века.
Российская газета
Постоянный адрес статьи: http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=7457