Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

Пятница, 19 апреля 2024

РАЗДЕЛЫ САЙТА

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ

Руководитель ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина о текущем состоянии дел и перспективах открытия нового лифтового проекта в Татарстане

Основатель компании «Тор-лифт» Владимир Пастушков: Сейчас - лучшее время для бизнеса

Сергей Русанов: «Лифт Мониторинг» уже сегодня позволяет решать большинство вопросов учета лифтового хозяйства

СТАТЬИ

Банкротящийся Карачаровский механический завод собрался в Северной Осетии бесплатно заменить 100 лифтов?

На Карачаровском механическом заводе с 10 июня 2021 года новый генеральный директор - Тохтиев Марат Энвербекович

ООО «ПКФ Сиблифт» в деле о банкротстве заявляет о недействительности требований по кредитному договору с Промсвязьбанком

МНЕНИЯ

Эдуард Кайзер о съезде Национального лифтового союза в апреле 2014 года

Конкуренция в лифтовой отрасли = конкуренция лифтовых выставок?

Леонид Черноног: КМЗ выполнил в срок и в полном объеме задачу по замене старых лифтов во Владимирской области

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Свердловские власти направили 16 млн руб на поддержку финансирования замены лифтов в МКД со спецсчетами

Опубликованы изменения в правила подтверждения производства лифтов на территории РФ

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ представить предложения по разработке программы замены или модернизации лифтов

Ведущие производители лифтов примут участие на 30-й Юбилейной выставке «ИнтерСтройЭкспо» в Петербурге

Законопроекты о ставке НДС в 0% для производителей лифтов пока не готовятся - депутат Госдумы Пахомов

Производство лифтов в России в январе-феврале 2024 года выросло на 41 процент к соответствующему периоду 2023 года

В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат «Профессионалы» 2024 года по компетенции «Вертикальный транспорт»




Лифты убила революция

Дата: 2009-10-07

ИСТОРИЯ ЛИФТА. Лифтом в Петербурге никого не удивишь — необходимая, но некрасивая часть любого дома. И мало кому известно, что первые лифты в Северной столице — в начале прошлого века — были произведением искусства, элементом роскоши, создавались по индивидуальным проектам известных архитекторов.

Судьба этих архитектурных шедевров трагична — большая часть из них просто погибла в годы советской власти. Опись самых старых лифтов в городе провел «МК» в Питере.

Ленивые маклеры

От многих старинных лифтов не осталось и следа, поэтому сложно определить, какой из них можно назвать самым первым в Петербурге. Практически каждый из лифтов, построенных до революции, претендует на это звание. Например, сотрудники Военно-морского музея, расположенного на стрелке Васильевского острова в здании Фондовой биржи, уверены, что первый в России лифт появился именно у них.

— Это произошло в конце XIX века, — рассказывают в музее. — Расстояние в три этажа показалось слишком обременительным для биржевых сотрудников, поэтому в здании биржи был установлен шикарный лифт — с зеркалами и ковром. Шахта от него до сих пор сохранилась, а вот кабина исчезла во времена Великой Отечественной войны. Вместо нее поставили уже после войны обычную советскую кабину.

Кабина раздавила царского слугу

В Эрмитаже не хотят отдавать лавры первенства. В Зимнем дворце первое подобное устройство появилось еще при Екатерине II! Правда, это был, скорее, прообраз лифта — в 1793 году Иван Кулибин спроектировал подъемное кресло для императрицы. В 1826 году его сменили на подъемную машину, которую поставили на лестнице Их Величеств Зимнего дворца, расположенной в северо-западной части здания. В движение кабина приходила с помощью механической силы: специальный человек крутил рычаг, и только тогда кабина двигалась. Естественно, такой услугой могли пользоваться лишь царственные особы, да и то по торжественным случаям.

— В 1886 году на лестнице Их Величеств установили гидравлический лифт на паровой тяге, — рассказал научный сотрудник отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа Сергей Маценков. — В 1893 году фирма «Отис» поставила там электрический привод. Так в Петербурге появился первый электрический лифт. Его установили именно в той части дворца неслучайно: ведь именно там (в углу, ближнем к Дворцовому мосту) находились царские покои — спальни и кабинет императора.

Как выглядел первый императорский лифт, точно не известно, потому что от него практически ничего не осталось. Зато известно, что его обслуживал специальный человек — машинист. Эта должность оказалась несчастливой — одного из машинистов Зимнего дворца насмерть задавило в шахте лифта. Николай II упомянул об этом в своих дневниках, сухо сообщив, что, по всей видимости, машинист сам был виноват. Ведь в конце XIX века фраза о том, что «нахождение в шахте лифта опасно для жизни», еще не была известна.

— Память о первом российском лифте можно увидеть на фотографиях Карла Буллы, — говорит Сергей Маценков. — На снимках, сделанных с Дворцового моста, над крышей Зимнего дворца видна высокая башня, которой сейчас нет. Эта башня не имеет ничего общего с замыслом Растрелли, ее построили вместе с лифтом, чтобы расположить там лифтовой механизм — цилиндр с поршнем. После революции, когда Зимний дворец переделывали в музей, лифт на лестнице Их Величеств и башенку над ней разобрали.

Застрял между этажами на 80 лет

Еще один лифт, претендующий на звание самого старого, расположен в здании на углу улицы Восстания и Ковенского переулка. Судьба этого подъемника выгодно отличается от судьбы его собратьев. Построенный в самом начале XX века в Доходном доме купца Муяки, металлический лифт был жемчужиной дома в стиле модерн. Во-первых, он был круглым, а не квадратным, кабина-гондола была украшена зеркалами, элегантными светильниками и деревянным диванчиком. Шахта тоже была круглой, затянутой ажурной металлической сеткой с растительным кованым орнаментом.

— Лифт приводился в движение паровой машиной, находящейся в подвале дома, — рассказал «МК» в Питере» директор реставрационной фирмы «Каст» Владимир Живан. — Несмотря на свой шик, лифт небольшой: там помещались лишь три человека — двое на диванчике и лифтер. После революции в здании доходного дома сделали общежитие, поэтому от кованых цветов на решетке шахты ничего не осталось. Точно так же представители пролетариата растащили бы по частям и кабину, но ей повезло — в годы Гражданской войны она застряла между этажами.

Там она и пробыла все 80 лет. Лишь в 1994 году инвестор решил восстановить внешний вид уникального лифта, полностью обновив его механизм. Когда мы попали в кабину, то увидели, что там все сохранилось — даже узкие зеркала!

Единственный круглый лифт в Петербурге сейчас «на ходу» — правда, пассажиров в него не пускают, а диванчик внутри кабины покрыт толстым слоем пыли.

— Это памятник архитектуры, мы его бережем и включаем только для технического освидетельствования, — рассказал Алексей Мильруд, сотрудник компании «БФА Девелопмент», занимающей здание на Ковенском переулке.

Стеклянная шахта Дома Мертенса

Счастливчиком можно назвать и лифт, расположенный в Доме купца Мертенса на Невском проспекте. Его тоже отреставрировали и пустили в ход.

— По данным Ростехнадзора, это самый старый из сохранившихся лифтов, — уверяет реставратор Алексей Гориловский. — Он был построен в 1907–1909 годах, и даже среди лифтов тех лет считался особенным — деревянная кабина, зеленый кожаный диван внутри, уникальная стеклянная шахта. Лифт управлялся из машинного отделения специальным оператором — кстати, при реставрации там был найден первый мотор. Но потом долгое время лифт не работал. Только в 2007 году его отреставрировали. КГИОП потребовал, чтобы мы воссоздали весь интерьер в точности, каким он был до революции. А все механизмы — современные, поэтому ездить на нем абсолютно безопасно.

Банкирша лифта не дождалась

К сожалению, отреставрировать многие лифты невозможно. В советское время их постигла печальная участь: либо шахты просто «заглушались», либо в них вставляли советские коробки кабин, не представляющие эстетической и архитектурной ценности.

— В советское время считалось, что «украшательство» ни к чему, — объясняет Владимир Живан. — Поэтому множество уникальных лифтовых механизмов и кабин бесследно исчезли. Но некоторые еще можно восстановить — например, на Большой Конюшенной, 27, в здании Бюро путешествий. До революции это был знаменитый Демутов трактир, где установили один из первых электрических лифтов. Шахта цела до сих пор, но лифт не работает.

В Доме национальностей на Моховой улице лифт ни разу за 80 лет не поднялся на другой этаж.

— Доходный дом банкир Маврикий Штифтер стал строить для своей супруги в 1914 году, — рассказали сотрудники Дома национальностей. — Поэтому там все было по последнему слову техники — вентиляция, отопительная система. Был сооружен маленький, но изящный лифт — из красного дерева, на одного-двух человек. Украшена кабина была чугунным литьем с монограммой Штифтера. Все было готово к пуску, но… произошла революция, и лифт так и не поднялся ни на один из четырех этажей. Кабина и сейчас закрыта на замок. Ее хотели отреставрировать, но это оказалось настолько дорого, что спонсора найти не удалось.

Пока сотрудники используют кабину лифта не по прямому назначению — хранят там швабры и прочие хозяйственные принадлежности.

Любовь Румянцева, МК в Питере

Постоянный адрес статьи:  http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=752

Похожие материалы:

На Карачаровском механическом заводе с 10 июня 2021 года новый генеральный директор - Тохтиев Марат Энвербекович

ООО «ПКФ Сиблифт» в деле о банкротстве заявляет о недействительности требований по кредитному договору с Промсвязьбанком

Карачаровский механический завод: банкротить нельзя финансово оздоровить. Где поставить запятую?

Оспаривание сделок должника в деле о банкротстве Серпуховского лифтостроительного завода

Нажми на кнопку: Metro разыскало дореволюционные лифты Петербурга

Подъемы и падения лифтового рынка Сибири

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Татьяна
Дата: 2013-06-05

Да, сейчас как-то все упрощено, лишь бы работало, а раньше внешнему виду придавали значение, и надо сказать, что старые советские лифты в сталинских высотках тоже были красивыми, но теперь их почти не осталось, везде поставили одинаковые с раздвижными дверями, подчас темные и тесные.

Kомментирование закрыто




ГЛАВНОЕ

Зарегистрирован приказ Ростехнадзора об утверждении нового Порядка ведения реестра лифтов

В Торгово-промышленной палате России обсудили актуальные вопросы лифтового законодательства

Лифтовики юга России обращают внимание на «катастрофическую ситуацию» в лифтовом хозяйстве

АКТУАЛЬНО

Производство лифтов в РФ в 2022 году снизилось на 32,4 процента к аналогичному периоду 2021 года

В Краснодарском крае депутаты высказались о проблеме запуска лифтов в эксплуатацию

В Минэкономразвития России обсудили перспективы упрощения процедуры сертификации лифтов

Депутаты Саратовской областной Думы обсудили вопрос о замене лифтов в МКД

22 ноября 2023 года состоялось общее собрание ассоциации «Российское лифтовое объединение»

В Петербурге 1 июля 2022 года состоялся выездной семинар Национального Лифтового Союза по развитию лифтовой отрасли

Минпромторг «услышал» Российское лифтовое объединение по вопросу подтверждения производства лифтов




Об издании

Контактная информация

Сотрудничество

Партнеры

Реклама на сайте


Лента новостей РФ

Новости за рубежом

Статьи

Интервью

Мнения

Российские производители

Лифтовые компании России

Испытательные центры

Органы по сертификации

ЦОК в лифтовой отрасли

Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

© 2009-2024 Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру» (16+).
Зарегистрировано Роскомнадзором 05 апреля 2019 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 75304.
Телефон Редакции Лифт-Пресс.Ру +7 (901) 315-0567
® Зарегистрированный товарный знак. Свидетельство №511762.