Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

Вторник, 19 марта 2024

РАЗДЕЛЫ САЙТА

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ

Руководитель ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина о текущем состоянии дел и перспективах открытия нового лифтового проекта в Татарстане

Основатель компании «Тор-лифт» Владимир Пастушков: Сейчас - лучшее время для бизнеса

Сергей Русанов: «Лифт Мониторинг» уже сегодня позволяет решать большинство вопросов учета лифтового хозяйства

СТАТЬИ

Банкротящийся Карачаровский механический завод собрался в Северной Осетии бесплатно заменить 100 лифтов?

На Карачаровском механическом заводе с 10 июня 2021 года новый генеральный директор - Тохтиев Марат Энвербекович

ООО «ПКФ Сиблифт» в деле о банкротстве заявляет о недействительности требований по кредитному договору с Промсвязьбанком

МНЕНИЯ

Эдуард Кайзер о съезде Национального лифтового союза в апреле 2014 года

Конкуренция в лифтовой отрасли = конкуренция лифтовых выставок?

Леонид Черноног: КМЗ выполнил в срок и в полном объеме задачу по замене старых лифтов во Владимирской области

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Опубликован проект постановления об обращении Государственной Думы к Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину о проблемах лифтовой отрасли

Ростехнадзор: в России назначенный срок службы отработали 118 190 лифтов

Председатель ГД поручил подготовить обращение к Председателю Правительства РФ в связи с состоянием лифтов в МКД (видео)

В Краснодарском крае в 2024 году планируют заменить более 100 лифтов

Президент национальной ассоциации лифтовиков Казахстана Ержан Игибаев о состоянии лифтов в республике (видео)

China Elevator Association и Национальная Ассоциация Лифтовиков Казахстана подписали меморандум о сотрудничестве

Депутат Госдумы Михаил Романов попросил прокурора Петербурга проверить лифты в жилых домах города




Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»

Дата: 2017-04-14

МОСКВА. 18 апреля в Москве начнется судебное разбирательство по громкому делу о гибели дочери телеведущего Евгения Кочергина, 36-летней Ирины Володиной в результате крушения лифта в московском ЖК «Алые паруса». По версии обвинения, в трагедии, случившейся 14 января 2016 года, целиком и полностью виноват обслуживавший этот лифт электромеханик Алексей Белоусов. Однако в деле есть немало моментов, указывающих на то, что произошедшее — не трагическая случайность, а закономерная ошибка, к которой привела халатность многих лиц, ответственных за безопасную работу лифтов в одном из самых престижных жилых комплексов Москвы. «Лента.ру» расследовала эту историю.

Капсула смерти... Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»

Смерть в «Алых Парусах»

Авария в лифте ЖК «Алые Паруса» (дом №79 по Авиационной улице в районе Щукино) произошла 14 января 2016 года в 11:20. По исходной информации, у кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Пассажирка Ирина Володина упала в шахту с седьмого этажа и разбилась насмерть. Сообщали еще об одном погибшем — мужчине, однако позже эта информация не подтвердилась.

«Дочь ценой своей жизни показала проблему лифтов в ЖК "Алые паруса"», — говорил вскоре после аварии отец погибшей, Евгений Кочергин. По его словам, Ирина Володина входила в инициативную группу, выступавшую за замену лифтов в жилом комплексе. У нее остались двое несовершеннолетних детей. Один из них вместе с няней в момент падения лифта, в котором была его мать, находился в соседней кабине.

После аварии супруг Ирины Володиной, Алексей, дал показания следователям (они есть в обвинительном заключении, которое имеется в распоряжении «Ленты.ру»).

«Примерно с 2012 года появилась проблема с закрыванием дверей лифта при сильном ветре, который двигался со стороны гаража и подъезда. (...) Более того, при движении лифтов, в том числе лифта, потерпевшего крушение 14.01.2016, примерно на 6-8 этажах лифт начинало болтать, издавая громкие звуки скрежета и соударения, что вызывало серьезные опасения жителей. По данным фактам жители комплекса писали многочисленные жалобы, на которые управляющая компания — ООО "ДС Эксплуатация" реагировала формально и в недостаточном объеме. По сути, они абстрагировались от решения данной проблемы, перекладывая ответственность на фирму, обслуживавшую лифты», — отмечалось в показаниях Алексея Володина.

По предварительным данным Следственного комитета России (СКР), катастрофа случилась из-за «технической неисправности и разлома кабины» подъемника. Было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

В поисках виновных

Утром 15 января 2016 года в столичном управлении Следственного комитета России (СКР) сообщили о задержании электромеханика Алексея Белоусова — сотрудника компании ООО «Лифтгарант», отвечающей за техническое обслуживание лифтов в ЖК «Алые паруса».

Как следует из обвинительного заключения, 13 января 2016 года, в день накануне аварии, Белоусов произвел осмотр рокового лифта по заявке диспетчера, который сообщил о неполадках в работе подъемника. Однако электромеханик «не установил причины неисправности лифта и возвратил его в режим «нормальная работа» — основной эксплуатационный режим для перевозки грузов и пассажиров».

В день задержания суд заключил Белоусова под стражу до 14 марта, а 22 января в СКР проинформировали о предъявлении ему обвинения по части 2 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни потребителей, повлекшее по неосторожности смерть человека»).

Капсула смерти... Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»

Фото: архив семьи Алексея Белоусова

20 февраля 2016 года были возбуждены уголовные дела по все той же статье 238 УК РФ в отношении руководства двух компаний, отвечающих за эксплуатацию лифтов в элитном жилом комплексе. В СКР отметили, что инцидент произошел в «результате недобросовестного отношения к своим обязанностям руководителей и работников компаний "ДС Эксплуатация" и "Лифт-гарант"».

«Застройщик "Алых парусов" — компания АО «Дон-Строй Инвест». У нее собственная обслуживающая компания — "Донстрой (ДС) Эксплуатация". Идея проста: человек покупает квартиру в одном из престижных ЖК от застройщика — и вообще не заморачивается с содержанием домового хозяйства, оно как бы идет в комплекте. Именно "ДС Эксплуатация" заключала напрямую договор с собственниками жилья в ЖК "Алые паруса" об оказании услуг по содержанию и обслуживанию объектов общего пользования, в том числе лифтов. Однако вместо того, чтобы обслуживать их самостоятельно, ее сотрудники заключили контракт с подрядчиком, компанией "Лифтгарант", где якобы работал Алексей Белоусов. После трагедии АО «Дон-Строй Инвест» сменил обслуживающую компанию для своих объектов: теперь это не "ДС Эксплуатация", а Smart Service. Впрочем, на сайте легко можно увидеть, что сменилось лишь название», — рассказал «Ленте.ру» источник, знакомый с ситуацией.

На сайте застройщика можно найти подтверждение этой информации. «Управляющая компания "СМАРТ СЕРВИС" (прежнее наименование — "ДС Эксплуатация") специализируется на обслуживании жилых комплексов классов Business, Premium, De Luxe в Москве», — отмечается там.

Системная ошибка

То, что проблемы с лифтами в «Алых парусах» куда глобальнее, чем роковая неисправность одного подъемника, установила проверка Ростехнадзора от 3 февраля 2016 года (соответствующий акт имеется в распоряжении «Ленты.ру»). Согласно отчету надзорного ведомства многие лифты в ЖК были сильно изношены или находились в аварийном состоянии.

В документе отмечалось, что в некоторых подъемниках «выведены из действия электрические устройства безопасности, контролирующие обрыв или относительное перемещение (ослабление) тяговых элементов», оборудование ряда лифтов, находящееся в машинных помещениях, не защищено от воздействия внешних факторов, и там не соблюдается температурный режим.

«На канатоведущем шкиве (КВШ) и электродвигателях главных приводов лифтов №№ (...) демонтированы металлические ограждения, предусмотренные изготовителем. На лифтах №№ (...) имеется консистентная смазка и грязь на КВШ. Не исключено спадание тяговых канатов, с направляющих элементов, (отводных блоков лебедок) лифтов №№ (...)», — отмечали в Ростехнадзоре.

Капсула смерти... Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»

Кадр: видео vesti.ru

Также специалисты Ростехнадзора выявили, что некоторые пассажирские лифты использовались не по назначению («На лифтах перевозят строительный материал и мусор»). Словом, все указывало на то, что авария, в которой погибла Ирина Володина, — системная ошибка. Однако единственным обвиняемым в уголовном деле до сих пор остается Алексей Белоусов. 9 декабря 2016 года в СКР сообщили о том, что расследование завершено.

По версии следствия, к смертельной аварии привело некачественное аварийно-техническое обслуживание Белоусовым лифтов в одном из домов ЖК «Алые паруса».

«В ходе расследования были назначены шесть комплексных судебных криминалистических экспертиз и судебно-медицинская экспертиза, выводы которых позволили установить причинно-следственную связь между действиями обвиняемого и произошедшей аварией», — отметили в СКР.

15 марта в ведомстве заявили, что дело Белоусова передается в суд. Начало рассмотрения намечено на 18 апреля.

Загадки следствия

«В расследовании гибели Ирины Володиной в "Алых парусах", несмотря на весь общественный резонанс, много темных пятен. К примеру, камеры, установленные в лифте, почему-то отключились в 11:00 14 января 2016 года — всего за 20 минут до аварии. Кроме того, в лифте марки OTIS, где произошла трагедия, есть специальная плата: на ней даже при полном отключении электричества записываются коды десяти последних ошибок, сбоев в оборудовании. Но следствие не приняло ее во внимание», — говорит источник «Ленты.ру».

По его словам, машинное отделение рухнувшего лифта по непонятным причинам было опечатано лишь через десять дней после катастрофы, 24 января. При этом в материалах уголовного дела нет его фотографий: работавшие там следователи не смогли их сделать из-за внезапной поломки фотоаппарата. Но после того как осмотр машинного отделения все-таки состоялся, детали рухнувшего лифта — фактически вещественные доказательства — по странному стечению обстоятельств были оставлены до проведения экспертиз на ответственном хранении у компании «ДС Эксплуатация». А в отношении ее руководства 20 февраля 2016 года возбудили уголовное дело в связи с гибелью Ирины Володиной...

Капсула смерти... Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»

Капсула смерти... Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»

Фото: архив семьи Алексея Белоусова

«Чтобы найти виновных в гибели Володиной, следствию нужно было понять причину крушения лифта. Вначале речь шла о комплексной экспертизе аварии. Но потом следствие избрало другой путь: были проведены шесть экспертиз отдельных деталей. Эти исследования так и не дали ответа на главный вопрос: что все-таки случилось с лифтом?» — отмечает источник «Ленты.ру».

По его словам, в материалах дела есть лишь мнения экспертов о причинах аварии.

Как следует из комментариев экспертов (имеются в распоряжении «Ленты.ру»), около 11:20 14 января 2016 года Ирина Володина вошла в лифт OTIS в одном из корпусов ЖК «Алые паруса». Кабина спускалась вниз с восьмого этажа, однако по неизвестным причинам (возможно, из-за износа или дефектов) сработали ловители — устройства, намертво фиксирующие кабину в шахте в случае нештатной ситуации. Одновременно с ловителями должны были сработать два элемента системы безопасности лифта: один — на крыше кабины, и еще один — устройство контроля слабины подъемных канатов (СПК). Если бы они сработали, лебедка бы остановилась, но этого не произошло, и противовес массой около тонны стал подтягиваться вверх внутри шахты при стоячей кабине.

«Через некоторое время произошло проскальзывание канатов на канатоведущем шкиве лебедки, и противовес под действием собственного веса двинулся вниз с ускорением», — отмечает один из специалистов Ростехнадзора.

В какой-то момент несущийся вниз к кабине противовес израсходовал всю длину канатов: произошел резкий рывок, его рама разрушилась, и вниз полетели тяжелые чугунные чушки (основа противовеса). Они буквально бомбардировали намертво закрепленную в шахте кабину лифта, из-за чего та разрушилась, и Ирина Володина упала вниз. По словам источника, женщина за считаные секунды до своей гибели пыталась связаться с диспетчерами: связь была установлена, но сказать что-то Володина не успела.

Молодой да крайний

Как следует из материалов дела Алексея Белоусова, он не получал образования в профессиональном техническом училище по какой-либо специальности. При этом следствие установило, что Белоусов все же обладает специальным образованием для обслуживания лифтов, поскольку закончил курсы в учебном центре «УККОМ» и проходил стажировку с начальниками участков. При этом специальные курсы, необходимые непосредственно для работы на лифтах OTIS модели «Европа 2000» (именно в таком и произошла авария 14 января 2016 года) Белоусов не проходил и не изучал инструкцию таких подъемников.

Капсула смерти... Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»

Фото: архив семьи Алексея Белоусова

По словам невесты подсудимого Анастасии Красеньковой, в ходе следствия выяснилось немало странного в работе ее жениха в качестве электромеханика «Алых парусов». Так, профессиональное удостоверение было выдано Алексею Белоусову 24 июня 2014 года. Однако на момент аварии оно было недействительно, поскольку Белоусов в установленном законом порядке не был направлен на переаттестацию. Кроме того, для работы с современными лифтами каждый электромеханик обязан получать как минимум третью квалификационную группу по электробезопасности, которой у Алексея не было. Он не имел права работать с напичканными электроникой лифтами OTIS. Не проходил обвиняемый и обучение в сфере охраны труда, необходимое для всех работающих с лифтами и подъемниками.

«График работы с лифтами строится на плановых технических обслуживаниях (ТО). С даты выпуска лифт должен проходить ежемесячное, ежеквартальное, полугодичное и ежегодное ТО. В каждое из них для поддержания безопасной эксплуатации специалисты должны менять определенные расходники и детали, которые постепенно изнашиваются. Насколько мне известно, для лифта, где погибла Ирина Володина, вообще отсутствовал не только график ТО, но и журнал, подтверждающий его проведение. Как он обслуживался — толком никто не знает. При этом Алексей в соответствии со своей неподтвержденной квалификацией по закону мог проводить лишь технический осмотр, но никак не обслуживание, а тем более ремонт подъемника», — объясняет Анастасия Красенькова.

Кроме того, адвокатами Алексея Белоусова установлено, что обвиняемый вообще не работал в компании ООО «Лифтгарант», обслуживавшей лифты в «Алых парусах». Трудовой договор с Алексеем был заключен другим ООО, возглавляемым другим руководителем. Как выяснилось, объединяет их лишь общий учредитель. Поэтому с юридической точки зрения Белоусов не мог быть ответственным за техническое обслуживание лифтов в «Алых парусах».

«Это, безусловно, вопиющие факты — но важно то, что в "Алых парусах" почему-то допустили Алексея к обслуживанию своих лифтов. Неужели в "ДС Эксплуатация" никто не поинтересовался, каких работников предоставляет подрядчик? Более того, техническое освидетельствование подъемников жилого комплекса проводил инженерный центр «НЕТЭЭЛ», который также не обратил внимания на квалификацию Алексея. Как же работали "ревизоры", если у них не возникло претензий к Белоусову? Вдобавок, по информации Ростехнадзора, сотрудники «НЕТЭЭЛ» не проводили испытания лифта, где произошла смертельная авария, при выдаче разрешения на его дальнейшую эксплуатацию», — возмущается Анастасия Красенькова.

По ее словам, Алексея задержали на основании показаний свидетелей и потерпевших, ни допросов, ни имен которых в материалах дела нет. Более того — авария произошла не в его смену: он сдал смену напарнику в 7 утра, а Ирина Володина погибла около 11:20. Однако, отмечает Красенькова, к напарнику Алексея у следствия вопросов не было.

Параллельно с СКР свое собственное, техническое следствие вел Ростехнадзор. Вместо одного месяца, положенного по закону, оно длилось год. Но причину аварии эксперты так и не установили.

Алексей Тихонов, Lenta.ru

Постоянный адрес статьи:  http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=7706

Похожие материалы:

Следователи разбираются, повлияло ли состояние лифта на трагический исход в деле об избиении мужчины в баре Благовещенска

Мастер по ТО и ремонту «ПавловоЛифтСервис» скончался в больнице после падения в шахту лифта

В Нижнем Тагиле возбуждено уголовное дело по факту получения женщиной травмы при пользовании лифтом

В Самаре возбуждено уголовное дело по факту происшествия с лифтов в торговом центре «Вива Лэнд»

Во Владикавказе в результате падения в шахту лифта погибла семилетняя девочка

В Самаре возбуждено уголовное дело по факту смерти мужчины при проведении ремонта лифта

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Гусев Николай
Дата: 2017-04-30

Причина аварии названа безграмотно, либо это сделано сознательно, для людей далеких от лифтов, либо неквалифицированно проведено расследование. Начнем с того, что при остановившейся кабине на лифтах фирмы "OTIS" не могло быть подтягивания противовеса, ручьи на КВШ лифтов фирмы "OTIS" имеют форму полукруглую с подрезом, что исключает подтягивание противовеса при ослаблении тяговых канатов и т.д. А вот не срабатывание выключателя ловителей и выключателя слабины тяговых канатов (СПК) при остановке кабины говорит о низкой квалификации электромеханика и вопиющей его безответственности при проведении ТО. Так что его вина, при любых причинах аварии, очевидна.

Комментарий добавил(а): Андрей
Дата: 2017-04-30

Так квалификация механика и так не соответствовала требуемой для обслуживания этих лифтов. Жаль, что по столь резонансному делу не удается прочесть результаты технической экспертизы и расследований Ростехнадзора. Согласен, что вина в данном случае не может совсем не лежать на механике, однако его одного делать крайним тоже слишком несправедливо

Комментарий добавил(а): АВС
Дата: 2017-05-07

Какую сказку сочинили для людей незнакомых с лифтами. Моя версия- Произошла усадка здания и направляющие противовеса выгнуло увеличив штихмас. Противовес при движении вышел из направляющих и его развернуло (противовес и кабину без направляющих немного разворачивает тросами). Далее противовес ударяется одной стороной по кронштейну, общему для кабинных и противовесовских направляющих и так как у данного лифта каркас противовеса сделан из мягкого металла, он гнется и высвобождает груза уложенные в нем. Груза летят с большой высоты на кабину и после их удара о кабину, кабина ловится на ловители. Женщина за это время, от удара противовеса до падения грузов успела нажать кнопку вызова диспечера.

Комментарий добавил(а): АВС
Дата: 2017-05-08

А вообще. судя по данной статье, главным виновником аварии должен быть производитель лифта, у которого рама противовеса разрушается от какого то рывка. Значит прочность рамы недостаточна. А пол кабины имеет недостаточно прочное крепление с остальным каркасом.

Комментарий добавил(а): Сергей
Дата: 2017-05-20

Каким образом на КВШ смог подняться противовес ???? Какой дебил это писал ??? Если Отис то почему не сработал энкодер на ведущем двигателе . КВШ может поднять противовес не более пол метра потом обратное проскальзывание на место учтите проскальзывание идет без рывка . Каким образом рассыпался противовес ???? Вранье вы хотите сказать монтажники не установили ласточки, контр башмаки и ограничители грузов на противовесе ??? Так кто монтировал вам лифт гасторбайторы мусорщики . ВЛ не сработал СПК не сработал,натяжной не сработал ,датчик ограна не сработал .А можно узнать как это на неработающей плате вообще двигался лифт . По выводам получается все вокруг виноваты но не виноваты . А один невиноват но виноват .

Комментарий добавил(а): Гусев Николай
Дата: 2017-05-21

Согласен с версией усадки здания и выхода противовеса из направляющих.

Комментарий добавил(а): Павел
Дата: 2017-06-25

Скоростные лифты более одного метра в секунду это совсем другая система. Насколько я знаю система работы в Москве сутки через трое то есть ты и аварийщик и линейщик и лифтов тьма. В нашей конторе есть отдельно линейщики и есть аварийщики. И все своим делом занимаются, а не все в куче.

Комментарий добавил(а): Андрей
Дата: 2017-06-25

Усадка здания происходит у зданий всегда, и через какое-то время требуется "отстукивать" направляющие для их выравнивания после монтажа. Это делают электромеханики на обслуживании, либо монтажники, если прошло много времени после монтажа до передачи обслуге. Механик не мог не видеть необходимости выровнять направляющие, также это не скроешь при техническом освидетельствовании.

Kомментирование закрыто




ГЛАВНОЕ

Постановлением Правительства РФ утверждены новые правила по лифтам с 1 сентября 2024 года

Объявлено о созыве 01 февраля 2024 года общего собрания членов Национального Лифтового Союза

21 ноября 2023 года в Москве состоялась Всероссийская техническая конференция по монтажу и пусконаладке лифтов «Лифтмонтаж-2023»

АКТУАЛЬНО

В Минэкономразвития России обсудили перспективы упрощения процедуры сертификации лифтов

18 апреля 2023 года в петербургском Экспофоруме открывается выставка ИнтерСтройЭкспо

На заседании группы Совмина Союзного государства России и Белоруссии рассмотрели вопрос «прямых закупок» лифтов

В Петербурге 1 июля 2022 года состоялся выездной семинар Национального Лифтового Союза по развитию лифтовой отрасли

В Таджикистане в открытии сборочного производства лифтов ОАО «Могилевлифтмаш» принял участие Эмомали Рахмон

В Союзном государстве мы нацелены на общую промышленную политику - гендиректор Могилевлифтмаша

Производство лифтов в РФ за январь-май 2022 года сохраняет отрицательную динамику

ПАРТНЕРЫ




Об издании

Контактная информация

Сотрудничество

Партнеры

Реклама на сайте


Лента новостей РФ

Новости за рубежом

Статьи

Интервью

Мнения

Российские производители

Лифтовые компании России

Испытательные центры

Органы по сертификации

ЦОК в лифтовой отрасли

Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

© 2009-2024 Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру» (16+).
Зарегистрировано Роскомнадзором 05 апреля 2019 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 75304.
Телефон Редакции Лифт-Пресс.Ру +7 (901) 315-0567
® Зарегистрированный товарный знак. Свидетельство №511762.