![]() |
|
РАЗДЕЛЫ САЙТА ИНТЕРВЬЮ
СТАТЬИ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
|
Профессор МГСУ Михаил Степанов рассказал о востребованности профессии инженера по лифтамДата: 2025-01-13 МОСКВА. Профессор кафедры механизации, автоматизации и роботизации строительства (МАиРС), член Лифтового союза России Михаил Степанов рассказал об отраслевых проблемах и инновациях, инструментах решения кадрового вопроса и популяризации профессии инженера по лифтам. Материал об этом появился на сайте МГСУ.
– Минстрой планирует продлить срок эксплуатации лифтов, включенных в программы капитального ремонта, до февраля 2030 года. На сегодняшний день это примерно 575 тыс. лифтов по всей стране. Как эта вынужденная мера скажется на общей ситуации с лифтовым оборудованием? – Продление срока службы для лифтов с высокой степенью износа значительно повышает риск аварийных ситуаций, снижается безопасность эксплуатации. Это подтверждается исследованиями работы более 2 тыс. лифтов в Москве и Санкт-Петербурге, проводившимися кафедрой МАиРС. Вторая проблема – экспертиза. Ее может проводить только Ростехнадзор или проверенные компании со штатными специалистами, прошедшими независимую оценку квалификаций, и высокотехнологичной ремонтной базой. Здесь компромиссов быть не может! В противном случае, если смотреть на проблему сквозь пальцы, в один момент в Москве, к примеру, могу встать 500 лифтов, а это мощнейшая техногенная и социальная коллизия. – По предварительным оценкам, стоимость капитального ремонта всех устаревших лифтов обойдется в 400 млрд руб. – Стоимость замены лифтов возросла за последние годы почти в 2 раза – с 2 млн до 4 млн руб. Управляющие компании и многие региональные власти такие затраты себе просто не могут позволить. Альтернативой может стать предложение Российского лифтового объединения – кредиты на весь срок эксплуатации для финансирования замены лифтов. Это решение позволит заменить или провести капитальный ремонт большинства объектов, но значительно увеличит квартплату и, само собой, повлечет негативный социальный эффект. Словом, ситуация непростая. – Способны ли отечественные предприятия обеспечить лифтовиков необходимыми деталями и агрегатами? – Все основные компоненты лифта – ограничители скорости, ловители, системы управления – отечественные заводы производят. Но тут опять встает вопрос экономического характера. Вот скажем, Тутайский лифтовый завод, наряду с китайскими предприятиями, производит безредукторную лебедку. Вопрос: у кого она дороже? Ответ: у нас! Причина проста – нет такой массовости, экспорта на глобальный, а не локальный рынок. Соответственно, продукция не окупается, она нерентабельна. Поэтому мы сейчас не имеем стопроцентную локализацию отечественных лифтовых элементов, заводы загружены всего лишь на 60%. Обеспечить 100-процентную загрузку возможно, но необходимы уже не экономические, а политические решения: введение широкой государственной поддержки производства, целевое финансирование и льготное субсидирование производителей. – Ключевые инновации в лифтостроении? – Во-первых, на все лифтовые механизмы внедряются частотные преобразователи, позволяющие экономить энергию и делать движение лифта плавным, без резких рывков. Во-вторых – встроенная система диагностики, определяющая на любой рабочей стадии все слабые места лифта и позволяющая их оперативно устранить. Далее – организация безбарьерной среды. В лифтах, например больничных, устанавливается азбука Брейля для слабовидящих, работает голосовое оповещение, создано специальное табло для колясочников. Вносятся изменения и в системы управления, работающие по принципу анализа больших данных о работе циклов для последующего обоснования особенностей обслуживания лифта на протяжении всего периода эксплуатации. Вводится электронный паспорт лифта по принципу диагностической карты пациента: анамнез, способы лечения, список лекарств и т.д. Искусственный интеллект тоже внедряется в управление лифтов, осуществляет цифровой контроль работы и т.д.
– Строительство сегодня испытывает серьезный кадровый голод. Ваше направление не исключение? – Да, к сожалению. Проблема комплексная, дефицит кадров в лифтовой отрасли охватывает все сферы деятельности: проектирование, производство, эксплуатацию и сертификацию. Специализации по подготовке лифтовиков в вузах нет, анализ учебных программ показал, что только в девяти вузах есть предметы, связанные с лифтами, плюс госбюджетный набор на эту специальность от 20 до 50 человек в год, по всей стране. С таким набором трудно ликвидировать дефицит кадров в лифтовой отрасли. К тому же не все остаются в профессии. Помимо того, что это сложная и интеллектуальная работа, требующая теоретических и практических знаний, тут еще и ответственность за жизнь людей. Не все к этому готовы. – Главный строительный – единственный на сегодня вуз в России, который готовит профильных специалистов по лифтам? – Совершенно верно, единственный! Наша кафедра ведет свою историю с 1975 года благодаря усилиям Адольфа Абрамовича Военсона, основателя данного направления. В 80-х годах в МИСИ готовили 75 человек в год по специализации «Лифты и подъемники». По окончании вуза они работали в лифтовой отрасли не только в Москве, но и по всей стране, ни о каком кадровом голоде тогда не слышали! А вот в 2024 году набор на нашу специальность составил уже 30 человек. При выпуске через пять лет, с учетом отсева порядка 25 человек, каждому заводу Московского региона достанется всего три человека. Еще нужны специалисты в эксплуатацию и сертификацию. Такого количества явно недостаточно для того, чтобы полноценно закрыть отраслевой запрос. – Как преодолеть кадровый дефицит? – Увеличить число поступающих на бюджет в вузы и колледжи, обеспечить непрерывную подготовку «колледж – вуз», ввести адресную и целевую кадровую подготовку, ведущим лифтовым заводам открывать корпоративные кафедры, вернуть специализацию «Лифты и подъемники» в программу обучения «Наземные транспортно-технологические средства» во всех вузах технической направленности. Кроме того, профильным кафедрам надо взаимодействовать с центрами довузовского образования университетов, работать со школьниками и абитуриентами, организовывать экскурсии на производство, как делает тот же Мослифт. Большую роль играет и переподготовка кадров в рамках ДПО: к нам приходят непрофильные, скажем так, выпускники МГСУ – экономисты, гражданские строители, менеджеры. Они проходят профпереподготовку в полном объеме (500 часов). Полученный ими диплом позволяет сразу приступать к работе по нашему направлению. Это огромное кадровое подспорье! – Достаточно ли популярно это направление? – Откровенно говоря – нет. Не хватает рекламы, агитации, пиара, если хотите. Очень мешают распространенные социологические мифы и стереотипы. Часто на мероприятиях типа Дня открытых дверей слышу от родителей, что специалист по лифтам – это полупьяный мужик в грязной спецовке и с кувалдой. Приходится объяснять: то, что вы себе представляете, осталось в далеком прошлом. Сегодня лифт – это сложная электромеханическая система, а специалист, который им занимается – высококлассный инженер с компетенциями в механике, электрике, цифре, современном ПО и т.д. Часто привожу простой пример: механики, ремонтирующие лифты комфорт- и бизнес-класса, внешне больше похожи на успешных программистов, нежели на лифтовиков в общепринятом понимании. Профессия инженера по лифтам – интересная, динамичная, интеллектуальная, высокооплачиваемая, а самое главное – невероятно востребованная!
Редакция Лифт-Пресс.Ру Постоянный адрес статьи: https://www.lift-press.ru/view_post.php?id=9624
Asansör İstanbul 2025 (Турция, Стамбул) TR Russian Elevator Week 2025 (Россия, Москва) RU interlift 2025 (Германия, Нюрнберг) DE TR Похожие материалы: Комментарии к этой статье: Kомментирование закрыто |
ГЛАВНОЕ
АКТУАЛЬНО
|
|
![]() |
© 2009-2025 Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру» (16+).
Зарегистрировано Роскомнадзором 05 апреля 2019 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 75304.
Телефон Редакции Лифт-Пресс.Ру +7 (901) 315-0567