![]() |
Вторник, 18 марта 2025 |
РАЗДЕЛЫ САЙТА ИНТЕРВЬЮ Основатель компании «Тор-лифт» Владимир Пастушков: Сейчас - лучшее время для бизнеса СТАТЬИ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ В нескольких домах Экибастуза перестали работать 10 пассажирских лифтов В Ставропольском крае в 2025 году в многоквартирных домах региона запланировано обновление 85 лифтов Вынесен приговор директору строительной фирмы, занимавшейся монтажом лифтов в Смоленске В жилищном фонде Казахстана насчитали 34 811 лифтов, из которых 4 877 эксплуатируются более 25 лет Сергей Аксёнов: В 2025 году в Крыму будет заменено 239 лифтов на 785 млн рублей Екатеринбургу и Нижнему Тагилу дополнительно выделили 56 миллионов рублей на замену лифтов Щербинский лифтостроительный завод преодолел отметку в 250 000 лифтов В Мурманской области за счет областного бюджета заменят 53 лифта |
Заграница нам поможет? Еще раз о будущем отечественного стройкомплекса в условиях ВТОДата: 2012-11-21 ВТО. О возможных последствиях вступления России в ВТО для отечественного строительного комплекса мы написали уже немало. Однако данная тема кажется нам неисчерпаемой. Для нынешних участников строительного рынка ВТО, безусловно, серьезный удар. И бодрые лозунги «лидеров» отрасли о том, что новые реалии «скорее благо, чем угроза», в этом смысле никого не успокаивают. Хотя для этих самых лидеров угрозы, пожалуй, и вправду нет.
У них, так сказать, «своя колокольня»: возглавляемые ими строительные корпорации обладают серьезными связями в верхах, черпают большой ложкой из кормушки госзаказа, давно работают на международном поле и конкуренции с иностранными участниками не боятся. А вот для мелких и средних компаний отрасли (коих абсолютное большинство) угроза, конечно, есть. И еще какая. Да, что греха таить, они почти наверняка попросту массово «загнутся». Не сразу, конечно, ведь процесс вхождения в единое торговое пространство — ой какой не быстрый, но неизбежно. Увы… Если же говорить о СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В ЦЕЛОМ, то для нее вступление страны в ВТО, по сути, означает некий кризис, а кризис, как известно — явление во многом позитивное, поскольку помогает рынку перейти на новый виток развития. Основные его показатели — масштабы строительства, объемы производства стройматериалов, уровень технической оснащенности предприятий стройиндустрии, инвестиционный климат и т.д. — при прохождении через этот «очистительный процесс жертвоприношения» современных правил и игроков получают шанс серьезно улучшиться. Другими словами, есть вероятность, что в условиях усиления конкуренции со стороны иностранных компаний российскую строительную отрасль ждет качественная реструктуризация. Присутствует также надежда, что вслед за импортными товарами (коими нас, безусловно, завалят «по уши») в конце концов придут и иностранные инвестиции. Опять же нескоро, но придут, ибо потенциал российского строительного рынка огромен. Просто порядка в нем пока нет. Так что, опять зовем к себе варягов княжить? Мало кто станет искренне спорить, что российская строительная отрасль сегодня находится в состоянии полнейшего бардака. Начиная от отсутствия системных вещей, таких как стратегическое государственное градостроительное планирование, действенная и продуманная антимонопольная, кредитная, налоговая политика, полноценная нормативно-правовая и техническая база. И заканчивая более приземленными «особенностями»: взяточничеством чиновников, административными барьерами, дороговизной земли, маразматическими отношениями с естественными монополиями, полнейшим кризисом в вопросе подготовки кадров, порочной системой госзаказа, невозможностью использовать современные технологии, потому что не хватает инженеров, которые знают, как их применять, и т.д. и т.п. Вы играете на скрипке? — Не знаю, сейчас попробую… И при всем при этом поразительно, но вступление страны в ВТО для строительного рынка оказалось полнейшей неожиданностью. Как будто и не говорили об этом последние два десятка лет на всех уровнях. Как будто и не велись бесконечные переговоры, дебаты, споры. А просто мы проснулись одним прекрасным утром, и — бац! — вторая смена… «Строительная отрасль к вступлению России в ВТО, конечно, не готова, — говорит президент СРО «ЦентрСтройЭкспертиза-статус» Михаил Воловик. — Потому что мы к этому не готовились». А почему, собственно? Да, конечно, вступление в ВТО — это процесс долгий, постепенный. Ну как, скажем, переход к рыночной экономике. Мы вот уже 20 лет вроде как перешли, но до сих пор нельзя сказать, что у нас развитые рыночные отношения. И все же хоть как-то готовиться к такому повороту событий, наверное, стоило? Зачем нужно было непременно дожидаться, когда этот «петух клюнет»? Ну ладно, государство — оно у нас молодое, далеко не думающее. Особенно о таких хлопотных и «неочевидно-доибильных» сферах экономики, как строительная. Но сама-то российская стройка имеет огромный опыт, давние традиции, худо-бедно, но сплоченное в рамках саморегулирования профсообщество… Например, такой организации, как НОСТРОЙ, уже три года, но все это время ее руководители занимались преимущественно тем, что укрепляли не отрасль, а собственные в ней полномочия. Сейчас в недрах нацобъдинения обсуждается идея написания некоей стратегии дальнейшего развития строительного рынка в новых реалиях. Отлично — мысль здравая, но почему только сейчас? Ведь нужно, чтобы этот документ не просто провозгласил необходимость усиления отечественных компаний в условиях конкуренции с западными игроками. Важно, чтобы он имел прикладной, практический характер: содержал конкретные инвестиционные механизмы защиты наших игроков, опирающиеся на необходимые расчеты и экономические обоснования. Затем стратегии предстоит пройти через жернова неспешной и коррупционной системы российского законодательства, получить одобрение высших сфер и стать легитимной. А потом начать работать. Сколько компаний отрасли за это время уйдут с рынка? Две из каждых пяти, как это произошло в строительной отрасли Украины, после вступления «самостийной» в ВТО? Или почти каждая вторая, как в Польше? Своя колокольня Видимо, все эти компании рассматриваются нынешними формальными и неформальными «лидерами» отрасли, как некая очистительная жертва на алтарь будущего российского стройкомплекса. За свое же собственное будущее эти товарищи могут быть спокойны. «Отдельные организации, которые успешно работают не только на российском, но и на международном рынке и знают, что такое ФИДИК, международные стандарты, к вступлению в ВТО готовы», — комментирует Михаил Воловик. «Девелоперские структуры Москвы не боятся перемен, — согласны в компании «Поток» (бывшая Mirax Group). — Мы реализуем интересные и амбициозные проекты, используем современные технологии, наши специалисты и управленцы могут конкурировать с западными предприятиями». «Но ведь строительный комплекс России — это прежде всего малые предприятия, — продолжает президент СРО «ЦентрСтройЭкспертиза-статус». — И я не уверен, что все они скажут: «Мы готовы к вступлению в ВТО». Скорее они спросят: «А что это такое?» Есть и некоторые национальные «особенности», против которых, как говорится, не попрешь. «Как нерадивые студенты начинают учиться, только когда наступает время сессии, так и мы, россияне, — считает Воловик. — Нам нужна отмашка: «Ребята, пора повышать свою конкурентоспособность». Да, мы к ВТО не готовы, но мы никогда и не будем, пока не начнем в этих условиях жить. Сегодня по крайней мере руководители российских предприятий всерьез задумались о вопросах модернизации и даже просто о показателях экономической деятельности. Ведь не секрет, что многие из них не разбираются в этих вопросах и даже не пытаются, считая, что это теория, которая им не нужна». (В защиту отечественных участников рынка здесь стоит, пожалуй, добавить, что многие и рады бы модернизироваться, но не имеют возможности — они только-только от кризиса оправились, а тут ВТО…) Три китенка К чему же, собственно, нам нужно быть готовыми? Понятно, что ВТО — это в первую очередь конкуренция. «Сегодня российский строительный рынок является закрытым, национальным, — говорит Михаил Воловик. — И конкуренция у нас только внутренняя. Как, например, между «АвтоВАЗом» и «ГАЗом». Между собой они конкурируют, но с «Мерседесом» или BMW, понятно, уже не могут. До строителей же произведения западного «строительного автопрома» просто еще не доехали. Когда доедут, тогда наши строительные компании и скажут, готовы ли они к работе в условиях ВТО…». «Конкуренция — это качество, — продолжает эксперт. — А качество — это три кита: техническая база, квалификация персонала и система управления производством». О системе управления производством в российском стройкомплексе говорить не будем — за редким исключением говорить просто не о чем (подробнее об этом см., например, «Очевидное — невероятное», в «СНИП» № 10, 2011 г.). Начнем с технической базы. Износ основных фондов стройиндустрии, по разным оценкам, на данный момент составляет от 50 до 70%. Другими словами, российский строительный комплекс остро нуждается в модернизации. Но вопрос модернизации, со своей стороны, упирается в гораздо более философскую, а поэтому более сложную проблему — необходимость повышения престижа рабочей профессии. В принципе российский малый и средний строительный бизнес уже пришел к пониманию, что конкурировать можно, только внедряя новые технологии и оборудование. Оставим пока в стороне вопрос о том, откуда взять на перевооружение средства. Дело в другом. «Не так давно прошло совещание в правительстве Москвы, на которое были, в частности, приглашены представители столичных предприятий «ДСК-1» и «ДСК-2». На вопрос: «Почему вы не модернизируете техническую базу?» — они ответили: «Потому что на этом оборудовании некому работать», — рассказывает Михаил Воловик. «В Москве раньше было 100 колледжей, готовивших специалистов рабочих и технических специальностей для строительства, — добавляет координатор НОСТРОЙ по Москве и ЦФО Николай Маркин. — Сегодня осталось 10. Правительство Москвы пытается их поддержать, СРО подключились, деньги выделяются на стипендии, на закупку современного оборудования. В этом году мы впервые превысили планку набора. Выходит действительно квалифицированный рабочий класс. Но этого так мало!» «Там техника от Caterpillar стоит, — продолжает он. — Но студенты туда все равно идти не хотят, потому что работать им потом придется совсем не на таком оборудовании, а на том самом, износ которого в среднем по России 50–70%». «Говорить про престиж рабочей профессии, имея за спиной разваливающуюся отрасль, то же самое, что рекламировать некачественный товар, — продолжает Воловик. — Поняв, что не будет улучшений, люди разбегутся. Получается замкнутый круг». Купить для предприятий стройкомплекса необходимое оборудование, установить его и наладить, по словам экспертов — вопрос полугода (если, конечно, есть деньги). А вот чтобы подготовить специалиста для работы на нем, нужно как минимум три года. Чтобы получить квалифицированного сотрудника — не менее шести. «Теоретически у нас есть шесть лет переходного периода, в течение которых надо поднять нашу систему начального профессионального образования и увязать ее с процессом модернизации российского стройкомплекса, но это теоретически», — резюмирует Михаил Воловик. Самые незащищенные С открытием границ на рынке, безусловно, появится много новых современных строительных материалов, и это приведет к снижению себестоимости строительства. «Химия на Западе сегодня работает такими темпами, что ни один наш вуз, ни одно техническое заведение, которое должно проверять эти материалы, не в состоянии успеть за их научно-техническим прогрессом, — комментирует депутат, представитель Комитета Госдумы по земельным отношениям Константин Ширшов. — Я не говорю, что это хорошо, но это так. И когда на нашу строительную площадку приходят корейские, австрийские, венгерские застройщики, они используют современные материалы, допускающие лазейки в отечественных стандартах и позволяющие строить в два-три раза быстрее. Оборачиваемость денег ускоряется, стройка получается дешевле. А мы производить подобные стройматериалы не можем, потому что ограничены в своих знаниях и возможностях использования нового оборудования». При этом очевидно, что нашу собственную ПСМ вхождение в ВТО способно попросту развалить. «Вопрос вступления в ВТО касается в первую очередь промышленности стройматериалов, машин и оборудования, — комментирует Константин Ширшов. — Осознав всю глубину возможного падения, которое может произойти, в нашем комитете в начале этого лета был создан экспертный совет по вопросам данных отраслей». (Вот интересно, опять же, а почему только в начале этого лета?..) При этом совершенно очевидно, что на разных сегментах ПСМ фактор ВТО отразится по-разному. Скажем, в сфере высокотехнологичной продукции стройиндустрии, прежде всего химической, мы конкурировать не сможем однозначно. Что же касается цементного рынка, то этот вопрос довольно спорный. Общие объемы ввоза цемента из-за рубежа уже уверенно растут. Как говорят в компании СМПРО, объем импорта по итогам нынешнего года достигнет рекордных за последние годы показателей — более 4,5 млн тонн. За первые три квартала в страну было ввезено 3,9 млн тонн строительного хлеба — прирост по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил 90%. По оценкам аналитиков, тенденция сохранится, и к 2015 году объем импорта может превысить рекордный показатель 2008 года (7,3 млн тонн). По прогнозам специалистов «Союзцемента», из-за роста импорта в этом году российские производители недополучат около 13 млрд рублей. При этом надо отметить, что замещение импортом, естественно, происходит лишь в регионах, куда этот самый импорт завозить рентабельно. «Например, в Ростов-на-Дону дешевле везти цемент из Турции морем, чем из России железнодорожным транспортом — до ближайшего крупного производителя около 400 километров», — поясняет директор по маркетингу СМПРО Евгений Высоцкий. На Юг страны поставки идут из Ирана и Румынии. В СЗФО — из Прибалтики, Северной Европы. На Дальний Восток — из Китая, Южной Кореи. В ЦФО ввозится цемент из Белоруссии. Сегодня, по оценкам СМПРО, крупнейший импортер цемента в Россию — Турция (37% поставок). Далее следуют Белоруссия (21%), Иран (8%), Латвия (7%) и Китай (4%). Среди поставщиков также Румыния, Германия, Египет, Литва и Швеция. Остановимся, скажем, на китайском цементе. Его стоимость в разы ниже российского (всего около $50 за тонну). Объемы ввоза материала из Поднебесной в Россию все последние годы росли — Китай является мировым лидером по производству строительного хлеба и в нашем рынке очень заинтересован. Казалось бы, трудно ожидать, что даже в условиях ВТО китайским производителям будет выгодно везти цемент в ЦФО, ЮФО или СЗФО, где строится более половины жилья в стране. Во-первых, это дорого и сложно — проблемы с перевозками строительного хлеба внутри страны по железке (особенно в летний сезон) уже стали притчей во языцех — катастрофически не хватает необходимого подвижного состава и терминалов по перевалке. Во-вторых, от долгого хранения, как известно, сильно ухудшается качество минерального вяжущего, что грозит потерей эксплуатационных свойств материала. В-третьих, что касается российских портов, то они по причине отсутствия необходимой инфраструктуры (специализированных терминалов, подходных каналов для крупнотоннажных судов и т.д.) тоже мало подготовлены к большим объемам импортного цемента… Тем не менее первые баржи с китайским цементом уже пришли в порт Санкт-Петербурга. Значит, все-таки выгодно… Что касается стеновых материалов (кирпич, пеноблоки, силикатные материалы и т.д.), то, здесь, как уверяют представители соответствующих отраслевых союзов и ассоциаций, больших проблем возникнуть не должно — логистические издержки точно сделают западную продукцию неконкурентоспособной. Однако есть общее для всех отечественных производителей стройматериалов серьезное «но»: грядущий рост стоимости энергоресурсов. «Крупные производители с производством свыше 25 миллионов условных кирпичей в год как-то выживут, — поясняет Константин Ширшов. — Но мы забываем про тех, кто работает на объемах до 10 миллионов условных кирпичей. У них все будет плохо». А ведь такое предприятие есть практически в каждом поселении, там работают люди, и налоги от их деятельности составляют существенный вклад в местные бюджеты. «Когда говорят: придут иностранцы и будут плохо строить, я не согласен, — продолжает депутат. — Проблема в другом: чтобы газ до конца года не стал стоить для наших заводов ПСМ столько же, сколько он стоит для заводов в Германии. Себестоимость кВт электроэнергии на сегодняшний день — 3,5 копейки, а ребята на предприятиях его берут по 5 рублей. В себестоимости производства стройматериалов объем затрат на энергию доходит до 40%. При планируемом увеличении ее стоимости, с учетом фактора устаревшего оборудования эта цифра вырастет до 60%. Это огромная проблема, и государство здесь должно быть регулятором, но, увы, на сегодняшний день оно на просьбы производителей практически не реагирует». Ключевой момент Не последний для строительной отрасли вопрос заключается в том, какой политики в условиях членства в ВТО будет придерживаться Россия в отношении сферы госзакупок. «В настоящее время нормы, закрепленные в законодательстве о размещении госзаказа, не ограничивают участие в тендерах иностранных компаний. Но пока едва ли можно найти такой аукцион, победителем которого стала иностранная корпорация, потому что существует слишком много административных вопросов, связанных с осуществлением их деятельности на территории РФ, — говорит Ярослав Кулик, руководитель антимонопольной практики юридической компании ART DE LEX. — При этом именно публичные закупки сегодня являются элементом строительного рынка, определяющим развитие отрасли. Через эту сферу реализуется доминирующий процент застройки. А с 1 января 2013 года сюда добавятся еще и открытые закупки госкомпаний естественных монополий, госкорпораций. И именно в это открытое окно иностранные компании постараются войти прежде всего». Соглашение по правительственным закупкам является частью договоренностей по ВТО, но это так называемый необязательный документ, на который страна вправе выразить свое согласие или нет. На сегодня к данному соглашению присоединилась гораздо меньшая часть стран — участниц организации. Россия подписантом соглашения о госзакупках тоже пока не стала, что означает возможность при проведении госзаказа отдавать приоритет отечественным производителям. Однако есть мнение, что позиция государства по данному вопросу в будущем может измениться. По неподтвержденным сведениям, наша страна выразила свое принципиальное согласие подписать соглашение по правительственным закупкам в течение некоторого периода (не менее четырех-пяти лет). «Пока это событие никто не форсирует, потому что подписание подобного документа требует такого качества госуправления в сфере публичных закупок, которого сейчас у нас нет, — объясняет Ярослав Кулик. — Ни для кого не секрет, что наша экономика поражена сговором. Эти элементы станут особенно острыми, когда на рынок придут иностранные участники, потому что они будут требовать от России соблюдения тех принципов, которые им гарантировало вступление страны в ВТО». В частности, речь об отлаженной системе электронных аукционов, вызывающей у строителей много нареканий. «При несоблюдении этих принципов против России могут быть использованы инструменты межгосударственного принуждения, — предупреждает эксперт. — И ни правительство, ни кто другой защитить отрасль от ответственности не смогут». Я ж не просто балабоню, я ж политику веду! В НОСТРОЙ, как уже говорилось, сегодня озаботились написанием некоей программы развития отрасли в условиях членства в ВТО. «Необходимо создать полноценную работающую стратегию хотя бы до 2020 года», — говорит Николай Маркин. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но масштаб этой задачи вы себе представляете? Предстоит определить инвестиционную программу. Разработать промышленную и градостроительную политику. Создать стандарты профессиональной деятельности. Привести в порядок нормативно-правовую базу. Объединить подготовку кадров с техническим переоснащением отрасли и т.д. А для начала хотя бы провести системную научную оценку: а что по каждому из данных направлений мы имеем на сегодняшний день? «В России 5 миллионов строителей, а с изыскателями и проектировщиками — 6 миллионов. Это колоссальное количество. Поэтому при понимании, что строительный комплекс нельзя разваливать, полагаю, что мы с этой задачей справимся», — уверен Николай Маркин. «Это, безусловно, не быстрые шаги, — тут же оговаривается он. — Они потребуют времени и встречных мер со стороны правительства. Вот, например, НОСТРОЙ занимается разработкой стандартов. Мы съездом утвердили выделение на это 200 миллионов рублей. Но ни один из этих стандартов Минрегион на сегодняшний день не утвердил. И ни одного из них не приняло, например, Национальное объединение проектировщиков». «Если же говорить о производстве стройматериалов, изделий и конструкций, то в данной сфере сегодня работают около 60 тысяч предприятий. При этом утвержденных для них стандартов нет вообще, — продолжает эксперт. — Сегодня наконец создано Национальное объединение производителей стройматериалов. Руководство этой организации пытается начать работу по стандартизации, но это никому не интересно. Дума с правительством должны начать делать в данном направлении хоть какие-то шаги». «Что касается нормативно правовой базы, то непрерывная реформация, импульс которой дал закон о техническом регулировании, сегодня так и продолжается, и ясно, что начать все это применять раньше 2015 года нам не удастся, — комментирует Юрий Волков, ученый секретарь Научно-исследовательского института бетона и железобетона имени А.А. Гвоздева. — Минрегион с правительством в ситуации разобраться не могут. Происходит полная неразбериха, и она небезобидна. И ВТО в эту ситуацию добавит еще неясности». (Подробнее о состоянии системы технического регулирования в строительстве см. интервью с Юрием Волковым в «СНИП» № 10, 2012 г.). «Надо чтобы стратегию писали вместе НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ и др., — резюмирует Николай Маркин. — Мы сделаем ее на деньги строительного сообщества, но нужно, чтобы потом ее обсудили и приняли на уровне правительства и Думы. Причем достаточно быстро». «Наши подрядные организации имеют заказы только на три-четыре месяца. О какой стратегии можно вести речь? — разводит руками один из участников рынка. — Когда мы не знаем, что будет даже через полгода, не можем планировать, например, рабочие кадры или модернизацию производства. Нам надо просто выполнить заказ, получить деньги и разогнать всю команду до следующего заказа. А будет он или нет, и когда — неизвестно». Не хочется, конечно, заканчивать на такой пессимистической ноте. Мы и не будем. Приведем здесь цитату депутата. Им, депутатам, по должности положено быть оптимистами. «Промышленного производства (тяжелого машиностроения) в стране уже практически нет, и не надо себя обманывать — в течение ближайших трех лет оно до конца развалится, — говорит Константин Ширшов. — А стройка-то — она как была, так и будет. Основная надежда при этом на государственное строительство: дорог и социальных объектов. Как ни крути, но есть, например, программа, в рамках которой мы должны в течение трех лет построить 25 тысяч школ и садиков. Власти в регионах сначала, понятно, будут химичить, ужиматься, объяснять, что денег нет, а потом им нужно будет отчитываться, чтоб пинка не получить, и они начнут работать».
Как вам такой оптимизм?
Константин Ширшов, депутат
Госдумы:
Авгиевы конюшни «Тем, кто работает «в белую», по-честному, в условиях ВТО будет легче, — уверяет депутат Комитета Госдумы по земельным отношениям Константин Ширшов. — Иностранные участники, если их права не будут выполняться, тут же засадят наших взяточников-чиновников через свою судебную систему. Они вычистят в отрасли весь тот негатив, который нам сегодня мешает». Некоторые же эксперты, наоборот, похоже, надеются, что иностранцы не справятся с нашими «авгиевыми конюшнями» (прежде всего административными барьерами) и, завязнув в них по уши, уйдут сами. «Конкуренции, которая угрожала бы российским строителям, едва ли можно ожидать, — считает, например, Ярослав Кулик, руководитель антимонопольной практики юридической компании ART DE LEX. — У нас давно все сложилось, и те правила работы, которые для наших организаций уже пройденный этап, иностранным компаниям только предстоит пройти». Так, может, чем писать стратегии развития отрасли в условиях ВТО, лучше подумать, как поступить, чтоб нас из этой уважаемой организации просто выгнали? То-то смеху будет…
Что имеем Напомним, Минрегион утвердил Стратегию развития промышленности строительных материалов до 2020 года год назад. Ориентируется она на сверхзадачу, зафиксированную в базовом документе отрасли — ФЦП «Жилище»: обеспечить к 2020 году ввод по «квадрату» жилья на россиянина в год. Из чего-то эти 140 млн м2 надо строить, поэтому объему производства основных стройматериалов за рассматриваемый период предстоит вырасти в среднем в полтора-два раза. Например, выработка цемента и кирпича должна увеличиться на 50%, выпуск теплоизоляционных материалов — на 74%, нерудных стройматериалов — на 120%. Цена вопроса, согласно стратегии, составляет 1,56 трлн рублей, или в среднем по 156 млрд рублей ежегодно, что примерно втрое превышает объемы вложений в производство основных стройматериалов в последние годы. Для нынешнего состояния российской ПСМ, по мнению авторов обсуждаемого документа (Минрегиона и фонда «Центр стратегических разработок — Регион»), характерны следующие основные проблемы: технологическое отставание от развитых стран мира, физическая изношенность основных производственных фондов, низкая конкурентоспособность продукции, выпускаемой с использованием энергоемких технологий на энергозатратном оборудовании, ее неудовлетворительная транспортабельность и т.д. и т.п. Например, в нерудной промышленности большинство действующих предприятий построены более 30 лет назад, применяемые на них технологии соответствуют уровню 70-х годов прошлого века. Большая часть отечественного цемента по-прежнему выпускается энергоемким, «мокрым» способом производства. Доля же цемента, произведенного «сухим», — в общем его объеме за период 2003–2010 годов увеличилась всего на 1,5%. Основное производство строительного стекла в РФ сосредоточено на 45 крупных предприятиях, 39 из которых выпускают его по устаревшей технологии вертикального вытягивания, непригодной для изготовления стеклопакетов. И так далее и тому подобное… Самый главный вопрос любой стратегии — это, понятно, вопрос финансирования. Авторы Стратегии развития ПСМ в качестве основных видят внебюджетные источники: собственные средства предприятий, а также кредиты российских банков и инвестиции иностранных компаний. Бюджетное финансирование в рамках стратегии не планируется. Государство хочет отделаться лишь «мерами экономического симулирования» — не будем их перечислять, они того не стоят. При этом заинтересованность бизнеса в отрасли ПСМ весьма спорна. Инвестиционно привлекательна она может быть только для существующих игроков, войти на этот рынок новичку очень сложно. Для институциональных инвесторов (в том числе фондов) отрасль интереса практически не представляет. СНИП №11/2012 Постоянный адрес статьи: https://www.lift-press.ru/view_post.php?id=5069 Предстоящие выставки лифтов и лифтового оборудования:
Похожие материалы: |
ГЛАВНОЕ Депутат Госдумы Колунов предложил ввести утилизационный сбор на импортные лифты (опрос) Число аукционов на замену лифтов в РФ в 2024 году снизилось на 26% по сравнению с предыдущим годом В Приморском крае совместное с Беларусью планируют организовать производство лифтов АКТУАЛЬНО В Казахстане состоялась пресс-конференция на тему «Отключить старые лифты или рисковать жизнями?» В ФРТ рассказали как улучшить работу лифтового хозяйства Екатеринбуржец поцарапал створки дверей лифта и оказался должен 330 тысяч рублей ЩЛЗ изготовит для «Росатома» 100 специализированных подъемников В Санкт-Петербурге состоялось выездное заседание рабочей группы Комиссии по лифтам ОС при Минстрое Серпуховский лифтостроительный завод вышел на рынок ЕАЭС и экспортировал первые 100 лифтов в Армению Объемы производства лифтов Серпуховского завода в январе 2025 года увеличились в 2,5 раза Депутат Госдумы Сергей Колунов нашел решения для проблемы несвоевременной замены лифтов в России Серпуховский завод открыл собственное производство приводов и балок дверей лифтов |
|
![]() |
© 2009-2025 Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру» (16+).
Зарегистрировано Роскомнадзором 05 апреля 2019 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 75304.
Телефон Редакции Лифт-Пресс.Ру +7 (901) 315-0567