Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

Пятница, 26 апреля 2024

РАЗДЕЛЫ САЙТА

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ

Руководитель ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина о текущем состоянии дел и перспективах открытия нового лифтового проекта в Татарстане

Основатель компании «Тор-лифт» Владимир Пастушков: Сейчас - лучшее время для бизнеса

Сергей Русанов: «Лифт Мониторинг» уже сегодня позволяет решать большинство вопросов учета лифтового хозяйства

СТАТЬИ

Банкротящийся Карачаровский механический завод собрался в Северной Осетии бесплатно заменить 100 лифтов?

На Карачаровском механическом заводе с 10 июня 2021 года новый генеральный директор - Тохтиев Марат Энвербекович

ООО «ПКФ Сиблифт» в деле о банкротстве заявляет о недействительности требований по кредитному договору с Промсвязьбанком

МНЕНИЯ

Эдуард Кайзер о съезде Национального лифтового союза в апреле 2014 года

Конкуренция в лифтовой отрасли = конкуренция лифтовых выставок?

Леонид Черноног: КМЗ выполнил в срок и в полном объеме задачу по замене старых лифтов во Владимирской области

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

До конца 2024 года в Красногорске планируют заменить 35 лифтов

Депутат Сергей Пахомов сообщил о выполнимости задач, стоящих перед лифтовой отраслью

Свердловские власти направили 16 млн руб на поддержку финансирования замены лифтов в МКД со спецсчетами

Опубликованы изменения в правила подтверждения производства лифтов на территории РФ

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ представить предложения по разработке программы замены или модернизации лифтов

Ведущие производители лифтов примут участие на 30-й Юбилейной выставке «ИнтерСтройЭкспо» в Петербурге

Законопроекты о ставке НДС в 0% для производителей лифтов пока не готовятся - депутат Госдумы Пахомов




25 лет — лифтовый век. Что дальше?

Дата: 2006-12-20

РОСТОВ. Жизнь горожанина сегодня немыслима без лифта. Он стал такой же неотъемлемой частью нашего быта, как водопровод или центральное отопление. Как часто ломаются ростовские лифты? Довольны ли ростовчане их работой? К сожалению, подобной статистики нет.

В областной государственной жилищной инспекции сообщили, что по лифтам бывает не более двух-трёх обращений в месяц, и даже похвалили лифтовиков за их четкую и отлаженную работу.

Однако проблема в другом. Срок службы лифта по нормативам — 25 лет. Если учесть, что строительство спальных районов города, где преимущественно стоят девятиэтажки, пришлось на 70-80-е годы прошлого века, то получается, что практически во всех домах надо срочно заменить лифты. Однако на деле мы этого не видим. Естественно, напрашивается вопрос: насколько безопасно пользоваться лифтами, которые исчерпали свой ресурс? Будут ли вообще в наших домах их заменять? Сколько в Ростове аварийных лифтов? С этими вопросами корреспондент «Вестника минстроя» обратился в департамент ЖКХ и энергетики Ростова.

Программа — есть, денег — нет

Точное количество лифтов, установленных в ростовских домах, здесь сообщить не смогли, поскольку учетом оборудования домов ТСЖ и ЖСК департамент не занимается. Как пояснила начальник отдела жилищного фонда МУ департамента ЖКХ и энергетики Р.А. Бандурская, говорить можно лишь о лифтах, ранее находившихся в муниципальной собственности. Дело в том, что большинство квартир и домов приватизировано, а, следовательно, лифты — это уже не муниципальная собственность и, в соответствии с Жилищным кодексом, капремонт выполняется за счет средств собственников жилья.

— Справедливо ли, что новый Жилищный кодекс переложил все проблемы по капремонту и замене дорогостоящего оборудования на плечи собственников? 25-летний срок службы лифтов никто не отменял…

— Это ещё не означает, что лифт рассчитан всего на 25 лет. По истечении срока службы, в домах с муниципальной долей собственности специализированная организация по нормативам дважды проводит диагностику и дает заключение, что надо сделать. После этого выполняются все работы, и продлевается срок эксплуатации. Это делается два раза с интервалом в три года.

К сожалению, случаются факты вандализма, когда поджигают кнопки, кабины или вынимают пробки, крадут латунные катушки — и тогда лифты выходят из строя задолго до нормативного срока. Недавно был случай в Ворошиловском районе города: прошли ночью по лифтам и выкрутили латунные детали.

Но в целом, конечно, проблема есть и поэтому в 2002 году, когда подошли сроки, была разработана программа замены и модернизации лифтов. В Ростове более 2000 лифтов, из них около 500 утратили нормативный срок, то есть им более 25 лет. В программу вошли все лифты, находящиеся на 2002 г. в реестре муниципальной собственности. Рассчитана она до 2008-2009 гг. Но поскольку до 2002 года замена лифтов вообще не производилась, а, также учитывая лифты, имеющиеся в центральной части города (многие из них были вывезены после войны из Германии), по всей вероятности, программа растянется на более продолжительный срок.

Старые дома центра Ростова, о которых упомянула Р.А. Бандурская, особая тема для разговора. Количество пользователей в них по сравнению с высотками Ворошиловского или Советского районов незначительно. В последних гораздо легче собрать плату на капремонт и обслуживание лифтов. А в центральной части города сделать это значительно сложнее. К тому же, в домах Кировского района раньше наступил предел службы лифтов, а поскольку сборов с населения практически нет, то эта забота целиком легла на плечи бюджета. Поэтому и была разработана программа с целью выделения целевого финансирования на замену лифтов.

— Это дорогостоящая работа. Цена замены одного лифта, в среднем составляет 1 млн. рублей. А если еще есть перекос шахты — то выходит и больше, — продолжала Раиса Александровна. — К сожалению, из-за высокой цены происходит замена меньшего количества лифтов, чем хотелось бы. Мы значительно отстаем от норматива. Но если раньше вообще ничего не делалось, то сейчас наоборот принимаются реальные меры. В 2005 г. заменили 53 лифта, в этом по плану — 60, на будущий планируем поменять 154. Наша задача в том, чтобы все лифтовое хозяйство исправно функционировало, независимо от нормативных сроков службы. Для этого осуществляется капремонт, при котором меняются отдельные узлы, двигатели, другое оборудование.

— Раиса Александровна, что нас ждёт после 1 января 2007 года, когда будет введен в действие Жилищный кодекс по части способа управления домами? Где те деньги, которые горожане платили по 30-40 лет?

— Давайте уточним, какие деньги? Платили — за техническое обслуживание, но не за капремонт! За капремонт мы платили всего два года. Он производился все годы за счет бюджета.

— Следовательно, законодатель сознательно переложил проблемы на плечи жильцов?

— Мы неоднократно поднимали этот вопрос и надеемся, что он будет учтен. В Жилищный кодекс постоянно вносятся изменения, так что вполне возможно будет принята поправка, учитывающая техническое состояние жилого фонда, построенного в XIX — начале XX века. Считаю, что долевое участие бюджета в оказании помощи отдельным категориям граждан должно быть.

В прошлом году капремонт выполнялся без привлечения средств населения. В 2006 г. мэр Ростова подписал постановление о софинансировании, то есть капремонт общего имущества в текущем году будет осуществляться не только из бюджета, но и частично с привлечением средств собственников жилых помещений. Пропорции пока не определены, но решено постепенно приучать людей к тому, что надо платить за капремонт своего имущества, как того требует закон. Что касается тех 60 лифтов, которые включены в титул капремонта этого года, то замена их будет производиться только за бюджетные средства.

Но не думаю, что бюджет и впредь будет выделять 100% средств на ремонт общего имущества в домах, где большая часть квартир является собственностью граждан. Людям надо накапливать эти деньги. Как только дом ввели в эксплуатацию, с этого дня надо уже собирать деньги на будущий капремонт домов или замену лифта.

…Однако это пожелание относится к тем собственникам жилья, которые недавно въехали в свои квартиры и у которых впереди есть большой запас времени (четверть века!). Что делать тем, у кого этот срок истек, пока не совсем понятно. Мы, действительно, платили за капремонт и замену лифтов лишь в последние два года. Эти деньги пошли на аварийный ремонт. За последние несколько лет удалось за счет бюджетных средств решить проблемы лишь малочисленных пользователей лифтов центра города.

Кто теперь поможет всем остальным жителям многоэтажек?

Из истории создания лифтов…

Первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 году до н.э.: египтяне использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали каменные блоки весом около 91 килограмма на высоту 150 метров. Самый древний лифт археологи откопали в римском городе Геркулануме, который погиб во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла собой остатки агрегата, предназначавшегося для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую. Приблизительно с 80 года н.э. с помощью простейших лифтов на арену Колизея в Риме поднимали гладиаторов и диких животных.

Компания Otis появилась только в 1853 году. Спустя некоторое время стали появляться и другие фирмы, которые брались за производство безопасных лифтов. В 1874 году в швейцарском городке Люцерна инженер Роберт Шиндлер основал свою одноименную фирму Schindler, которая сегодня вместе с Otis и Kone делит мировой рынок лифтов и эскалаторов…

Один из первых лифтов в нашем городе зарегистрирован Ростовским управлением Госгортехнадзора СССР в жилом доме по ул. Шаумяна, 33 в ноябре 1945 года. После этого лифты устанавливались в городе достаточно редко. Так, например, за период с 1946 г. по 1961 г. было смонтировано, зарегистрировано и пущено в эксплуатацию всего 47 лифтов. Дома с лифтами строились в то время в основном на ул. Энгельса (Б. Садовая), на Ворошиловском и Будёновском проспектах.

Основное строительство жилых домов с лифтами началось в так называемых «спальных» районах — Ворошиловском, Советском и Первомайском — в 1965-68 годах. Позже, в 70-х — 80-х гг. началась интенсивная застройка многоэтажными домами улиц Штахановского и Вятской в Первомайском районе, пр. 40-летия Победы в Александровке и района Каменки. В последние три года мы видим массовое строительство жилья по всему городу.

По состоянию на 1 июня 2006 года в жилом фонде нашего города зарегистрировано и эксплуатируется порядка 3500 лифтов, 2714 из которых приходятся на муниципальные дома, а остальные 800 находятся в жилых домах коллективной собственности, то есть ЖСК и ТСЖ.

Замена или модернизация? Вот в чем вопрос!

Удручающее состояние, в котором сегодня находится лифтовое хозяйство — проблема общероссийская. Начиная с 1970 года, в нашей стране монтировалось много лифтов, и сейчас одновременно истёк срок их эксплуатации, который определён в 25 лет. Они подлежат или замене, или модернизации. И тут возникает ещё один вопрос: так что будут делать с отслужившими свой срок лифтами? Будут их заменять или — модернизировать? И что такое — модернизация лифта? Можно ли ее считать решением проблемы? Каждый город решает ее в зависимости от своих финансовых возможностей. Какой путь выберут в Ростове?

С этими вопросами корреспондент «Вестника минстроя» обратился в старейшую организацию Ростова — ЗАО «Союзлифтмонтаж — Юг».

Справка «Вестника»

«Союзлифтмонтаж» создан в августе 1957. До 1991 года предприятие работало в составе треста «Союзлифтмонтаж», затем стало акционерным. Зона деятельности несколько сократилась по сравнению с 1957 годом. До 1990 года «Союзлифтмонтаж — Юг» занимался исключительно монтажными работами. Монтировали в год до 1200 лифтов. Сейчас всего 400. В 90-е годы, когда сократились объемы, чтобы сохранить коллектив и рабочие места, начали заниматься техническим обслуживанием. У предприятия на техобслуживании — около 3000 лифтов в области.

Итак, что думает по поводу устаревшего парка лифтов и его возможной модернизации генеральный директор ЗАО «Союзлифтмонтаж — Юг» С.С. Журкин? Вот его мнение:

— Начнем с того, что лифт отслужил 25 лет. По техническим условиям необходимо провести его экспертизу. В Ростове ее делают 3-4 независимых экспертных организаций.

Они проверяют соответствие правилам безопасной эксплуатации, в том числе проводят неразрушающий контроль сварочных швов, болтовых соединений, несущих конструкций. Дают предписания владельцу, что необходимо сделать, и продлевают срок службы лифта на 3-5 лет. Когда проходит этот срок, опять приходит экспертная организация, проводит те же мероприятия и выносит вердикт, что надо менять лифт или делать его модернизацию.

В этом вопросе позиции руководителей разных уровней расходятся. Я, например, считаю, что лифт надо заменить полностью. Но можно сделать модернизацию. Это — замена приводов, систем управления. Так, каркас кабины остается прежним, в нем лишь меняется облицовка, вместо ДВП ставятся металлические листы. Двери шахты тоже остаются, а замки, контакты, кнопки меняются. На этом все мероприятия заканчиваются.

Парадокс заключается в том, что после проведения модернизации остаются старые несущие конструкции, но их в течение следующих 25 лет уже никто не проверяет. Это нонсенс! Жильцам выносят приговор, что они в этом лифте будут ездить еще 25 лет.

— Вы считаете, что модернизация не решит проблему?

— Я — за модернизацию, но на тех лифтах, которые ещё не отслужили свой срок. Допустим, в процессе эксплуатации появились современные системы управления. Так, в свое время мы начали ставить частотные преобразователи, которые позволяли лифтам бесшумно двигаться и тихо закрывать двери. Поставить такой преобразователь — это модернизация. Или, к примеру, если появятся новые бесшумные лебёдки — давайте делать модернизацию на тех лифтах, которые еще не отработали срок. В итоге люди на 9-м этаже будут спать спокойно по соседству с машинным отделением.

Я считаю, что модернизация отслуживших свой век лифтов — большой грех перед людьми. Это, конечно, узаконено, есть соответствующая инструкция. Под модернизацию даже построены мини-заводы. Да, это дешевле, но не настолько, чтобы говорить о большом выигрыше. Если новый лифт можно приобрести за 400 тыс. рублей, то комплект модернизации стоит 340-350 тыс. Но, повторяю, это мое личное мнение.

— А есть ли проблемы с эксплуатацией лифтов?

— Нет, но могут возникнуть. Сейчас появились управляющие компании, которые претендуют на обслуживание лифтового хозяйства. Но никто не знает, как долго они будут работать, станут ли вкладывать средства в развитие. Есть опасения, что лифты вернутся к нам, но уже в таком состоянии, что потом с жильцов надо будет собирать приличные суммы на восстановление.

Всякая временная схема вызывает опасения. Тендер на техническое обслуживание проводится на год. Будет ли разумный инвестор вкладывать средства? Нет! Я считаю, что тендер должен выиграться один раз, а потом сроки взаимоотношений надо определить договорами. Каждая сторона имеет право выйти из договора. Если мы по каким-то позициям не устраиваем друг друга, то расторгаем договор и проводите, пожалуйста, следующий тендер.

Да, мы заинтересованы, чтобы лифты работали долго, и меньше было сбоев. Поэтому вкладываем средства в развитие. «Союзлифтмонтаж» сейчас закупил для Волгодонска оборудование по диспетчеризации. В Ростове такая система уже внедрена и оправдала себя. Она позволила отказаться от огромной армии лифтёров. А если на следующий год по каким-то причинам с нами не будет заключен договор, что мне делать? Снимать всё оборудование, брать его подмышку и идти в другое место? Это сдерживает инвестиционную деятельность.

— Степан Степанович, в тарифе заложены средства на ремонт, модернизацию и последующую замену лифтов. А где, на каком счете они будут накапливаться?

— Раньше эти деньги оседали в департаменте. Потом было предложение, чтобы эти деньги получали организации, занимающиеся техническим обслуживанием лифтов. С этим предложением я не согласен, потому что срок, о котором идет речь, большой — 12-15 лет. За это время организация может преобразоваться, обанкротиться или вообще ликвидироваться. Где искать деньги, которые накапливались все эти годы? Сейчас пришли к выводу, что надо создать управляющую компанию лифтового хозяйства — муниципальное предприятие. А уже она будет заключать договора со специализированными организациями.

После комментария генерального директора ЗАО «Союзлифтмонтаж — Юг» С.С. Журкина картина не стала более успокаивающей. Скорее наоборот, жители тех домов, где лифты давно исчерпали свой ресурс, могут вообще никогда не дождаться их замены. В лучшем случае, они могут надеяться на модернизацию, которая, по словам Степана Степановича, не принесет жителям комфорта…

Без поддержки мэрии проблему не решить

Заместитель руководителя управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ростовской области И.И. Ерёмин:

— Ростовские лифты ежедневно перевозят более 200 тысяч человек. Но для того, чтобы они исправно служили, необходимо надлежащее техническое обслуживание и постоянный контроль за их работой и эксплуатацией. В нашем городе в муниципальном жилье 900 лифтов отработали нормативный срок службы, а в жилье коллективной собственности — порядка 150 единиц, что составляет соответственно 30 и 18 процентов. По оценкам управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ростовской области и специализированных по лифтам организаций, ежегодно в городе прибавляется примерно 150-180 лифтов, отработавших нормативный срок службы.

Таким образом, к окончанию 2008 г. количество лифтов, отработавших нормативный срок службы, составит порядка 1500 единиц. Тогда как программой замены и модернизации лифтов, разработанной и принятой администрацией Ростова-на-Дону при участии Ростовского управления Госгортехнадзора России в 2002 г. и действующей по 2008 г. включительно, предусмотрено заменить или модернизировать лишь 669 лифтов.

Надо отметить, что программа обновления лифтового парка выполнятся не в полном объеме. Так, по состоянию на 1 января 2006 г. было запланировано заменить 376 лифтов, но заменили или модернизировали только 149, что составило менее 50% от предусмотренного количества по плану.

Как видно из приведенной статистики, ситуация складывается неблагоприятная. Тем более что 389 лифтов по результатам технического диагностирования не обеспечивают требования безопасности и должны быть выведены из эксплуатации. Приведение их к требованиям Правил, возможно, на основе «Временного положения о порядке и условиях проведения модернизации лифтов», утверждённых Постановлением Госгортехнадзора России от 29 ноября 1995 г. № 59. При модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы, подлежат замене практически все комплектующие оборудования лифта, кроме металлоконструкций, которые, как показывает опыт, практически не изнашиваются. Модернизация удешевляет и упрощает работы по обеспечению безопасных условий эксплуатации лифтов.

Как показали проверки соблюдения требований безопасности при эксплуатации лифтов, проводимые сотрудниками Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РО, кроме проблем с устаревшим оборудованием лифтов существует и ещё одна проблема. Лифты в последние годы обслуживаются реже, т. е. не проводятся строго регламентированные работы лифтёрами и электромеханиками. Происходит это потому, что существует значительная нехватка квалифицированных специалистов. Решение этой проблемы возможно при повсеместном внедрении автоматизированных систем диспетчерского управления лифтами, позволяющих видеть полную картину работы до 500 лифтов на одном мониторе компьютера. Такие работы проводились в Ворошиловском и Ленинском районах в 2003 году и дали хороший результат.

В настоящий момент такие системы внедряются силами ЗАО «Союзлифтмонтаж-Юг» во вновь строящемся жилье. Начали проводить эти работы и в старом жилом фонде Пролетарского и Кировского районов, но делается это в незначительных объёмах. Без поддержки городской администрации невозможно решить проблемы создания условий безопасного пользования лифтами для жителей Ростова.

Итак, ясно одно: в лифтовом хозяйстве Ростова накопились проблемы, которые требует незамедлительного решения. От этого зависит безопасность и комфорт десятков тысяч пассажиров. Но всё, как всегда, упирается в деньги. Сможет ли Ростов справиться с поставленной задачей по замене и модернизации отслуживших срок лифтов до 2008 года?

М.Н. Бессонова, обозреватель, ВЕСТНИК

Постоянный адрес статьи:  http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=2280

Похожие материалы:

У каждого пятого лифта в России истек срок эксплуатации - Ростехнадзор

В жилых домах Удмуртии подлежит замене более 2 тысяч лифтов

Аварии с лифтами связаны с совокупностью проблем, в первую очередь с качеством обслуживания - вице-президент НЛС Захаров

В Архангельске до 2025 года требуется замена 969 лифтов в многоквартирных домах со спецсчетами

Почти 450 лифтов в многоэтажках Брянской области отработали положенный срок службы, или каждый четвёртый

Курганскую область может накрыть «лифтовый коллапс» (видео)

Комментарии к этой статье:

Kомментирование закрыто




ГЛАВНОЕ

Ростехнадзор вопрос о проведении тех освидетельствования эскалаторов и подъемных платформ по новым правилам направил «по принадлежности»

На Общественном совете Минстроя России 27 февраля 2024 года обсудили вопрос замены лифтов (видео)

На 561 пленарном заседании Совета Федерации 21 февраля 2024 года обсудили вопрос замены лифтов (видео)

АКТУАЛЬНО

Свердловская область и Киргизия подписали договор на поставку лифтового оборудования

Беларусь и Армения договорились о совместном производстве лифтов - посол Беларуси в Армении

В Москве в 2022 году планируется замена свыше 2200 лифтов

Директор НИЦ «Строительство» Виталий Крючков и Сергей Степашин обсудили создание Единого центра компетенций лифтостроительной отрасли

Российский Otis сменил название на «Метеор лифт»

Производство лифтов в РФ в январе-августе 2022 года составило 61,4 процента к аналогичному периоду 2021 года

Путин подписал федеральный закон о возобновлении госконтроля за эксплуатацией лифтов




Об издании

Контактная информация

Сотрудничество

Партнеры

Реклама на сайте


Лента новостей РФ

Новости за рубежом

Статьи

Интервью

Мнения

Российские производители

Лифтовые компании России

Испытательные центры

Органы по сертификации

ЦОК в лифтовой отрасли

Лифт-Пресс.Ru - лента лифтовых новостей

© 2009-2024 Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру» (16+).
Зарегистрировано Роскомнадзором 05 апреля 2019 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 75304.
Телефон Редакции Лифт-Пресс.Ру +7 (901) 315-0567
® Зарегистрированный товарный знак. Свидетельство №511762.